Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3 (24) Август 2005г

Таможенно-тарифная политика и экономическая независимость государства

Скорлуков О.А., заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму

Когда мы говорим о росте доходов страны от продажи нефти, как бы само собой разумеется, что причиной тому стало удачное для России стечение обстоятельств: война в Ираке, стремительный рост потребления нефтепродуктов Китаем, исчерпанность запасов в ряде добывающих регионов. Конъюнктура, конечно, играет определяющую роль. И героический труд нефтяников тоже не должен быть забыт. Но почему-то редко вспоминают о третьей составляющей успеха - о таможенном законодательстве и таможенной службе. Без правильной постановки этого участка государственного механизма мимо казны могли бы пролететь миллиарды и миллиарды. Что нередко происходило в недалеком прошлом, что и теперь происходит в ряде стран, которые "на бумаге" очень богаты нефтью, но сильно прихрамывают на таможенную ногу.

Становление рыночных экономических отношений в России вызвало необходимость видоизменения механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная система России в этом механизме представляет собой один из основных инструментов, обеспечивающих необходимое взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством. Особенно с учетом того, что Федеральная таможенная служба, по данным Минэкономразвития, ежегодно наполняет бюджет государства на 40% и более. Главная задача таможенных органов - защита национальной экономики, но достигается она различными средствами, в зависимости от сущности государства.

Оценивая значимость таможенной политики в жизни любого государства, известный русский ученый Д.И.Менделеев, автор "Толкового тарифа", считал теорию таможенного тарифа "святая святых экономической политики любого государства".

Не стоит забывать, что налоги выполняют в государстве две функции: фискальную - как средство пополнения государственного бюджета - и регулирующую в сфере внешней торговли - как средство воздействия на объемы и структуру товаропотоков. В настоящее время в России фискальная функция превалирует, а регулирующей уделяется недостаточное внимание. Анализ современной ситуации в области таможенно-тарифной политики России со всей очевидностью показывает, что любые радикальные изменения тарифа, направленные на повышение его фискальной отдачи или решение других задач, не пойдут на пользу разбалансированной российской экономике. Для понимания и поиска путей решения этого вопроса считаю необходимым воспользоваться мировым опытом тарифной политики различных государств, в том числе и России, с учетом всех ошибок и просчетов, совершенных при моделировании системы экономической безопасности и развития государства. Для понимания сути вопроса предлагаю небольшой экскурс в историю.

В III веке до нашей эры в городе Тарифа на юге Испании была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его меры измерения и указана величина пошлины за его провоз. Данная таблица впервые систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города - тариф.

Таможенный тариф стал для государства важным инструментом наполнения казны. Однако стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и свою противоположную сторону. Оно способствовало появлению нового альтернативного явления - контрабанды - и тем самым ослабляло экономику государства. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других случаях денежные поступления. Появление тарифа породило новое явление - таможенную пошлину, которая носила объективный характер и требовала систематического учета. Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям.

Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древних веках, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Возрастание объемов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин. Огромный размах контрабанда приобрела в средние века в связи с началом промышленного переворота в Англии, Голландии и других странах. Причина тому - введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики. И если таможенное дело ранее играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма появился политический аспект. Однако никакие таможенные барьеры и полицейские посты, охранявшие остров, не могли воспрепятствовать незаконному вывозу английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой размах. Достаточно сказать, что еще в 1696 г. из 800 тыс. тюков шерсти, произведенной в Англии, было ввезено только во Францию контрабандным путем около 500 тыс.

Сведения о контрабанде встречаются в трудах древнегреческих и древнеримских историков. И можно утверждать, что такое явление, как контрабанда, вызвано объективным процессом экономического развития, обменом товаров, материальными трудностями того или иного государства и очень тесно связано с таможенными пошлинами. Контрабанда как бы сопутствовала таможенному тарифу и играла роль барометра. Она повышалась или понижалась в зависимости от ставок пошлин и их стабильности. Здесь работал известный экономический закон: когда государство старается повышением таможенных пошлин обогатиться или излишне жестко защитить своих промышленников, вступает в силу альтернативное явление - контрабанда. Объективно складывается так, что раз пошлины превышают определенный предел, то контрабанда, несмотря на риск, становится очень выгодным ремеслом. Контрабанда в узком смысле слова имеет нравственный аспект, т.к. осуществляется людьми, поступки которых противоречат сложившимся в обществе правовым нормам поведения. Контрабанда - точный показатель уровня развития культуры и экономики государства по отношению к сопредельным странам, показатель соотношения богатства государства и жизненного уровня его граждан. В век научно-технической революции доходы контрабандистов возросли в десятки и сотни раз. Так, например, в США в 1985 г. доходы от контрабанды алкоголя и наркотиков превышали доходы промышленных гигантов "Дженерал моторс" и "Дюпон де Немур".

Мировой и российский опыт показывает, что протекционистские тенденции в таможенной политике лишь тогда оправдываются, когда государство принимает меры к выходу из экономической отсталости. Таможенный механизм должен быть использован именно в интересах развития промышленности.

Однако и здесь достаточно тонкостей и подводных камней, не учитывая которые при прокладке экономического курса, можно смело посадить корабль государства на мель.

Таможенный тариф, принятый в России в 1822 г., носил ярко выраженный протекционистский характер. Главная цель этого тарифа, по мнению его создателя министра финансов Е.Канкрина, состояла в том, чтобы использовать таможенный механизм в интересах развития российской промышленности. Действительно, с 1822 по 1850 г. увеличение таможенных доходов государства выросло в 2,5 раза. Росли фабрики и заводы. Но когда в 1850 г. был принят более либеральный таможенный тариф, значительная часть фабрик и заводов не выдержали иностранной конкуренции и разорились. Проблема была в том, что ввозимая продукция была более качественной и выпускалась с использованием новых технологий, а российские заводы и фабрики работали в условиях слабой конкуренции, на устаревшем оборудовании и старых технологиях. Таким образом, российская промышленность стала опять приходить в упадок. Если провести историческую параллель, то увидим повторение этой истории в 1990-х гг., и с тем же финалом.

Чрезмерный протекционизм задерживал развитие рынка. Нужен был ввоз товаров и выборочный, а не сплошной протекционизм. Однако нельзя не отметить, что политика протекционизма всегда положительно сказывалась на развитии промышленности в стране. Но всегда это развитие ограничивалось временными рамками, поскольку технология производства постоянно совершенствовалась, совершенствовалось и оборудование, но ввоз его в Россию был затруднен ради стимулирования развития собственной промышленности.

Своего максимального уровня развития во внешней торговле Россия достигла в 1913 г. Но, исследуя торговую статистику, видишь, что вывозилось только сырье: зерновые, лен, лес, щетина, жмыхи, кожсырье, руда, нефтепродукты и т.п. А ввозились товары, изготовленные из экспортируемого в другие страны сырья, но с огромными наценками. В частности, металлические изделия, бумага, картон, продукты химической промышленности, т.е. то, что можно было производить в своей стране. Такая структура ввоза отражала экономическую отсталость России, показывала низкий уровень промышленного производства в стране. Россия, по сути дела, была сырьевым придатком Запада. Здесь тоже можно провести сравнительную историческую параллель с настоящим временем.

В ХХ в. ситуация нисколько не поменялась. СССР производил в 2 раза больше стали, чем США, однако структура экспорта имела все ту же сырьевую направленность. СССР экспортировал 60% сырья и 15-17% продукции машиностроения. Проблема была в том, что многие машины на мировом рынке были неконкурентоспособны, несмотря на резкий подъем машиностроения в стране, особенно в 50-е гг. Причинами этого была низкая техническая оснащенность и устаревшая техника. Обновление фондов в 80-е гг. осуществлялось темпами, которые позволили бы заменить оборудование на основных заводах и фабриках только через 50-60 лет. А учитывая тот факт, что доля машин и оборудования по импорту составляла 37,1% и они были, как правило, технически устаревшими и направлялись на строительство новых предприятий, то сроки обновления технологий значительно увеличивались. В то же время западные страны активно обновляли свои основные фонды: в период 1950-82 гг. США - на 66%, Япония и Канада - на 82%, страны ЕС - на 70-75%. Это способствовало не только увеличению промышленного производства, но и увеличению зарплаты персонала. Продукция, изготовленная по новой технологии, была более конкурентоспособной на мировом рынке. Явные просчеты СССР в импортной политике и, главное, повторение ошибок периода 1822-50 гг., когда также была закуплена технологически устаревшая техника в Англии и Голландии, не позволили решить экспортные задачи - добиться конкурентоспособности производимой техники на мировом рынке.

Учитывая тесную связь таможенной политики с экономикой, следует помнить, что она косвенно через таможенный механизм при определенных условиях воздействует на рост производства и стимулирует выпуск конкурентоспособных товаров.

Негативным примером неправильного использования механизмов таможенно-тарифной политики является нынешнее положение дел в легкой промышленности России. Начиная с 1991 г. в легкой промышленности наблюдается падение объемов производства. В 2004 г. производство продукции снизилось на 6,6% по сравнению с 2003 г., а по сравнению с 1991 г. - более чем в 10 раз. Внутренние резервы для обеспечения позитивной динамики роста объемов производства в легкой промышленности были исчерпаны к 2001 г. Импортозамещение и политика сдерживания цен как факторов развития производства в легкой промышленности не дают необходимых результатов. Кроме того, средняя загрузка мощностей в легкой промышленности составляет 50% при износе машин и оборудования на уровне 70%. Доля оборудования, эксплуатируемого 11-20 лет, составляет 57%, свыше 20 лет - 20%. Экспансия "серого" импорта, а точнее контрабанды, и "теневого" производства на рынке товаров легкой промышленности обусловила вытеснение товаров отечественных производителей. По оценке экспертов, лишь 23% российского рынка товаров легкой промышленности составляет продукция отечественных производителей, 13% - официальный импорт, остальное - доля "теневого" производства и контрабанды.

Общий объем производства тканей в 2004 г. сократился на 2,5%, а объемы производства шерстяных тканей - на 19,3%. Сократилось в 2004 г. также и производство трикотажных изделий и составило 89,6% по отношению к 2003 г. Основной причиной снижения является рост объемов "теневого сектора", т.е. контрабанды. На внутреннем рынке трикотажных изделий доля продукции российских производителей составила всего около 20%, импорт - 20-30%, тогда как остальное - "серый" импорт и контрафактная продукция. Аналогичная картина наблюдается и по другим видам легкой промышленности.

В правительстве прекрасно знают, что наряду с контрабандой товаров основными факторами снижения роста производства остаются: высокая степень морального и физического износа производственных мощностей и оборудования, использование устаревших неэффективных технологий, что приводит к низкому уровню производительности труда. Однако крайне медленно идет процесс принятия решений об освобождении от ввозных таможенных пошлин технологического оборудования для легкой промышленности и пересмотр тарифной политики. Казалось бы, мировой многовековой опыт таможенно-тарифной политики подсказывает правильные шаги по выводу из кризиса легкой промышленности и ясно указывает на необходимость скорейшего освобождения от всех ввозных пошлин и налогов (НДС) ввозимого технологического оборудования, предназначенного для модернизации отрасли и внедрения современных технологий. А опыт борьбы с масштабной контрабандой товаров легкой промышленности со всей определенностью говорит о необходимости внимательного рассмотрения вопроса таможенного администрирования и, в случае необходимости, изменения тарифных позиций. По крайней мере нынешняя ситуация в легкой промышленности полностью повторяет исторические примеры, приведенные в начале этой статьи. Вне всякого сомнения, экономическая политика и стратегия развития страны должны зависеть от задач, которые ставит перед собой правительство. Насколько верно выбрана сейчас экономическая стратегия и сможет ли она реализовать запросы общества и национальные интересы, покажет время. Конечная цель таможенной политики любого государства - получение прибыли. Под словом прибыль имеются в виду не только фискальные, но и промышленные выгоды. На основе таможенного тарифа решается вопрос, какое производство необходимо создавать, какое развивать, какое поощрять. Следовательно, конечная цель таможенной политики - это оживление экономики и финансов страны.

Но было ошибкой видеть единственной причиной успехов или неуспехов таможенной службы законодательное обеспечение ее деятельности. Таможня - это, прежде всего, люди. На подготовку рядового сотрудника этой службы необходим год. Затраты немалые. Но чтобы стать высококвалифицированным специалистом, сотруднику таможни требуется приобрести большой опыт практической работы. Между тем статистика свидетельствует о высокой текучести кадров. Только в 2004 г. из таможни России уволилось более 6000 сотрудников, около 10% состава. Это показатель того, что отсутствует продуманная кадровая политика, это сигнал большой неудовлетворенности служащих как своим материальным положением, так и социальным статусом. И это при том, что в народе ходят байки о тотальной коррупции в таможне.

Ситуация не новая. Во времена Николая I коррупция процветала. Казалось, сладу с ней не будет. Но по восшествии на престол царя-реформатора Александра II толки о продажности чиновников прекратились. Причина: были многократно увеличены должностные оклады, но в той же пропорции возросли сроки, назначаемые судами по коррупционным делам. Конечно, тотального освобождения от взяточников не произошло, но коррупция перестала быть тормозом развития страны, перестала отравлять общественную атмосферу. Я не сторонник драконовских мер, то что было хорошо для XIX в., сегодня может не сработать. Но заботиться о повышении престижа государственной службы вообще и таможенной службы в частности необходимо. А слагаемым престижа является и достойное вознаграждение. Но очевидные решения - это самые трудные решения, ибо для проведения их в жизнь требуются огромная воля и твердость.

Скорлуков Олег Альбертович. Работал заместителем начальника таможенного поста Центральной акцизной таможни Государственного таможенного комитета РФ. Майор таможенной службы. Депутат Государственной Думы ФС РФ 4 созыва, заместитель Председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму.