Выступление Президента РФ В.В.Путина
<…> Можно сказать без преувеличения, что для
всех семей в России жилье - это вопрос
фундаментальных условий их жизни. Его решение
традиционно влияло и продолжает влиять на общий
экономический и политический климат в стране.
Поэтому проблемы, которые нам предстоит сегодня
обсуждать, глубже и шире, чем просто жилищная
политика или экономическая сторона деятельности
строительной отрасли.
Сегодня жилищный фонд в России составляет
почти 3 млрд м2. Оборот и эксплуатация всего этого
огромного хозяйства уже давно осуществляются на
рыночных условиях. Почти 70% жилой площади
находится в частной собственности. Частный
капитал занят в более чем 90% строительных
организаций страны. Причем строительство жилых
домов финансируется преимущественно за счет
инвестиций самих граждан, которые, кстати, несут
и основные коммерческие риски.
При этом действительно новые технологии
отечественной строительной индустрии
соседствуют с устаревшими правилами и
инструкциями, с плохо развивающейся, изношенной
коммунальной инфраструктурой.
Отмечу, что за последние 3 года наращивание
объемов жилищного строительства происходило
ежегодно. В 2004 г., например, в строй введен 41 млн м2
жилья, что на 12,5% больше, чем в 2003 г. Но хочу с
сожалением отметить, что даже этот уровень все
еще значительно отстает от показателей конца 80-х
гг. и, что особенно настораживает, темпы ввода
жилплощади для малообеспеченных граждан
сокращаются.
По отдельным оценкам, в очередях на получение
жилья до сих пор стоят порядка 4,5 млн семей. Время
ожидания составляет, стыдно сказать, 20 лет. При
этом покупка квартиры или индивидуального дома
доступна только 5% населения, в лучшем случае - 7%,
если дополнительно к своим накоплениям они
смогут привлечь кредиты банков.
На конец 2004 г. средняя цена продажи жилья
составила около 20 тыс. руб. за 1 м2. И это при
средней фактической стоимости строительства в
9700 руб. Средняя цена превышает себестоимость
больше чем в 2 раза. Очевидно, что приобретение
жилья, несмотря на наличие института ипотеки, в
значительной мере все еще остается привилегией
состоятельных граждан.
В этой связи нашей ключевой задачей является
формирование в стране масштабного рынка
доступного жилья. Это значит, что должны быть
созданы такие правовые, финансово-экономические
и организационные условия, которые помогли бы
большинству российских семей самостоятельно
приобрести жилье, отвечающее их финансовым
возможностям и личным представлениям о комфорте.
Кроме того, они должны иметь возможность
приобрести его там, где проживание отвечает
интересам их работы, учебы и, в целом, их
жизненным планам. Это крайне важно и для
государства. Подвижность населения в
современных условиях, в условиях современной
экономики - одно из ключевых условий
эффективного развития.
Приоритетом в действиях государства должно
также становиться обеспечение жильем малоимущих
семей, в том числе в соответствии с ранее
принятыми государственными обязательствами.
Хочу обратить ваше внимание на то, что от
принятых ранее на себя обязательств государство
не отказывается, не имеет права отказываться.
Несмотря на то, что в основном удалось заложить
правовой фундамент модернизации жилищной сферы,
в последнее время стала заметна тенденция к
замедлению начавшихся позитивных изменений, в
первую очередь в реализации уже принятых
законов, среди которых новые Жилищный и
Градостроительный кодексы, а также правовая база
институтов долгосрочного кредитования.
Сегодня многие из чиновников испытывают
обычное для них желание потратить как можно
больше бюджетных средств. При этом сама реформа,
которая не может сводиться только к принятию
законов, фактически - на практике, в жизни - не
запускается.
Требуется ритмичная подготовка и принятие
нормативных правовых актов, ведомственных
документов, соответствующих регламентов и
инструкций региональных и местных
администраций.<…>
Необходимо увеличивать платежеспособный спрос
населения за счет развития институтов
долгосрочного кредитования, предпринять
конкретные шаги по снижению процентных ставок и
сделать платежи граждан необременительными, с
тем чтобы уже через 5-7 лет в стране могло
выделяться до 1 млн ипотечных кредитов в год. Я не
сомневаюсь: каждый из сидящих здесь прекрасно
понимает, что в старой системе в 80-е гг. строилось
на столько-то больше, чем сейчас. Но мы знаем, что
подавляющее большинство граждан было не
удовлетворено тем, как решается жилищная
проблема.
Сохранять старую систему в сегодняшних
условиях просто бессмысленно. Она будет
эффективна только в том случае, если вся
экономика, экономическая политика государства
будет эффективна. Невозможно, скажем, обеспечить
ипотечные кредиты, которые могли бы быть
выплачены средним российским гражданином за 5-7
лет, в условиях нарастающей и просто высокой
инфляции. Обращаю на это внимание прежде всего
сидящих здесь руководителей Правительства РФ.
Следует добиться и соответствующего роста
объемов годового жилищного строительства.
Сейчас он во многом сдерживается тем, что
получение участков под строительство
увязывается с исполнением дополнительных
обязательств перед региональными и местными
властями. А это - рост издержек и, в конечном
счете, рост цен на жилье. Вот отсюда и диспаритет
между себестоимостью и ценой.
С 1 октября текущего года собственники земли,
муниципалитеты, будут представлять
стройплощадки только через открытые аукционы.
Эта система новая, поэтому просил бы провести ее
отработку заблаговременно, с тем чтобы никаких
сбоев не было. Задача здесь - демонополизировать
строительный рынок и открыть его для эффективных
застройщиков. Крайне важная задача, и ее без
законодательных региональных властей, без
губернаторов не решить - просто невозможно. Уже к
2010 г. необходимо обеспечить объем годового
жилищного строительства в 70-80 млн м2.<…>
|