Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Выступление Президента РФ В.В.Путина

<…> Можно сказать без преувеличения, что для всех семей в России жилье - это вопрос фундаментальных условий их жизни. Его решение традиционно влияло и продолжает влиять на общий экономический и политический климат в стране. Поэтому проблемы, которые нам предстоит сегодня обсуждать, глубже и шире, чем просто жилищная политика или экономическая сторона деятельности строительной отрасли.

Сегодня жилищный фонд в России составляет почти 3 млрд м2. Оборот и эксплуатация всего этого огромного хозяйства уже давно осуществляются на рыночных условиях. Почти 70% жилой площади находится в частной собственности. Частный капитал занят в более чем 90% строительных организаций страны. Причем строительство жилых домов финансируется преимущественно за счет инвестиций самих граждан, которые, кстати, несут и основные коммерческие риски.

При этом действительно новые технологии отечественной строительной индустрии соседствуют с устаревшими правилами и инструкциями, с плохо развивающейся, изношенной коммунальной инфраструктурой.

Отмечу, что за последние 3 года наращивание объемов жилищного строительства происходило ежегодно. В 2004 г., например, в строй введен 41 млн м2 жилья, что на 12,5% больше, чем в 2003 г. Но хочу с сожалением отметить, что даже этот уровень все еще значительно отстает от показателей конца 80-х гг. и, что особенно настораживает, темпы ввода жилплощади для малообеспеченных граждан сокращаются.

По отдельным оценкам, в очередях на получение жилья до сих пор стоят порядка 4,5 млн семей. Время ожидания составляет, стыдно сказать, 20 лет. При этом покупка квартиры или индивидуального дома доступна только 5% населения, в лучшем случае - 7%, если дополнительно к своим накоплениям они смогут привлечь кредиты банков.

На конец 2004 г. средняя цена продажи жилья составила около 20 тыс. руб. за 1 м2. И это при средней фактической стоимости строительства в 9700 руб. Средняя цена превышает себестоимость больше чем в 2 раза. Очевидно, что приобретение жилья, несмотря на наличие института ипотеки, в значительной мере все еще остается привилегией состоятельных граждан.

В этой связи нашей ключевой задачей является формирование в стране масштабного рынка доступного жилья. Это значит, что должны быть созданы такие правовые, финансово-экономические и организационные условия, которые помогли бы большинству российских семей самостоятельно приобрести жилье, отвечающее их финансовым возможностям и личным представлениям о комфорте. Кроме того, они должны иметь возможность приобрести его там, где проживание отвечает интересам их работы, учебы и, в целом, их жизненным планам. Это крайне важно и для государства. Подвижность населения в современных условиях, в условиях современной экономики - одно из ключевых условий эффективного развития.

Приоритетом в действиях государства должно также становиться обеспечение жильем малоимущих семей, в том числе в соответствии с ранее принятыми государственными обязательствами. Хочу обратить ваше внимание на то, что от принятых ранее на себя обязательств государство не отказывается, не имеет права отказываться.

Несмотря на то, что в основном удалось заложить правовой фундамент модернизации жилищной сферы, в последнее время стала заметна тенденция к замедлению начавшихся позитивных изменений, в первую очередь в реализации уже принятых законов, среди которых новые Жилищный и Градостроительный кодексы, а также правовая база институтов долгосрочного кредитования.

Сегодня многие из чиновников испытывают обычное для них желание потратить как можно больше бюджетных средств. При этом сама реформа, которая не может сводиться только к принятию законов, фактически - на практике, в жизни - не запускается.

Требуется ритмичная подготовка и принятие нормативных правовых актов, ведомственных документов, соответствующих регламентов и инструкций региональных и местных администраций.<…>

Необходимо увеличивать платежеспособный спрос населения за счет развития институтов долгосрочного кредитования, предпринять конкретные шаги по снижению процентных ставок и сделать платежи граждан необременительными, с тем чтобы уже через 5-7 лет в стране могло выделяться до 1 млн ипотечных кредитов в год. Я не сомневаюсь: каждый из сидящих здесь прекрасно понимает, что в старой системе в 80-е гг. строилось на столько-то больше, чем сейчас. Но мы знаем, что подавляющее большинство граждан было не удовлетворено тем, как решается жилищная проблема.

Сохранять старую систему в сегодняшних условиях просто бессмысленно. Она будет эффективна только в том случае, если вся экономика, экономическая политика государства будет эффективна. Невозможно, скажем, обеспечить ипотечные кредиты, которые могли бы быть выплачены средним российским гражданином за 5-7 лет, в условиях нарастающей и просто высокой инфляции. Обращаю на это внимание прежде всего сидящих здесь руководителей Правительства РФ.

Следует добиться и соответствующего роста объемов годового жилищного строительства. Сейчас он во многом сдерживается тем, что получение участков под строительство увязывается с исполнением дополнительных обязательств перед региональными и местными властями. А это - рост издержек и, в конечном счете, рост цен на жилье. Вот отсюда и диспаритет между себестоимостью и ценой.

С 1 октября текущего года собственники земли, муниципалитеты, будут представлять стройплощадки только через открытые аукционы. Эта система новая, поэтому просил бы провести ее отработку заблаговременно, с тем чтобы никаких сбоев не было. Задача здесь - демонополизировать строительный рынок и открыть его для эффективных застройщиков. Крайне важная задача, и ее без законодательных региональных властей, без губернаторов не решить - просто невозможно. Уже к 2010 г. необходимо обеспечить объем годового жилищного строительства в 70-80 млн м2.<…>