Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Займы Москвы 2004 года и планы на 2005 год

Пахомов С.Б., председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы

Подводя итоги деятельности Комитета государственных заимствований г. Москвы по организации и осуществлению займов для финансирования инвестиционных программ города, хочется отметить, что прошедший 2004 г. внес целый ряд принципиальных новшеств и позволил достичь новых рубежей в нашей деятельности. Принципиальным для нас явилось дальнейшее усиление роли публичных инструментов заимствований, т.е. наших облигаций. Это, в первую очередь, внутренние облигации в рублях и успешное размещение еврозайма в сентябре 2004 г. Эти займы позволили создать хорошую здоровую структуру московского долга. Сейчас наш публичный долг в объеме прямого долга города составляет 90,3%. Это очень хороший показатель, мы и дальше его будем улучшать. Принципиально положительным фактором явилось снижение валютных рисков для г. Москвы. Мы наращивали наш долг исключительно за счет операций на внутреннем рынке облигаций, поэтому доля наших облигаций, номинированных в рублях, возрастает и, пропорционально, доля внешнего долга снижается. В течение 2004 г. удалось снизить долю задолженности Москвы по обязательствам в валюте в общей структуре долга с 49% до 39%, и эта тенденция продолжится и в 2005 г.

Хорошими темпами развивался наш рынок внутренних облигационных займов. Сейчас, наряду с рынком облигаций федерального Правительства, рынком ГКО и ОФЗ, рынок облигаций Москвы является принципиально важным для страны сегментом общего внутреннего рынка облигаций России. Это второй в стране рынок публичного долга после федерального Правительства. Говоря о конкретных цифрах в отношении доли и значения нашего рынка, рынка облигаций Москвы, следует отметить, что это высоколиквидный рынок, что тоже является принципиальным достижением 2004 г. Среднемесячный оборот на вторичном рынке облигаций Москвы приблизился к 20 млрд руб. Сейчас объем облигаций в обращении составляет 66,5 млрд руб. Все новые займы города размещались на внутреннем рынке, внешний рынок играет сейчас подчиненную роль. Мы осуществляем только рефинансирование наших внешних обязательств и делаем это только в те годы, когда имеющиеся у нас еврозаймы подлежат погашению. В прошлом году на рынок внутренних облигаций города пришлось 66% размещения всех долговых обязательств города. В совокупном объеме долга города на долю облигаций по состоянию на конец 2004 г. пришлось 57,7%.

Доходность, по которой привлекались средства в экономику города, в зависимости от конъюнктуры, периода, срочности размещения и обращения облигаций, составила от 6,3% до 8,9%. Эти показатели значительно ниже уровня инфляции и значительно ниже темпов роста доходов бюджета города. Это говорит о том, что рост стоимости обслуживания этой задолженности значительно отстает от темпов роста доходов г. Москвы. То есть своей деятельностью мы ни в коей мере не ухудшаем кредитоспособность города.

Принципиально новым в 2004 г. явилось размещение полноценных среднесрочных облигаций города в рублях и в иностранной валюте. Прежде всего, нам удалось разместить внутренние облигационные займы сроком обращения в 7 и 10 лет, и нам удалось разместить 7-летний еврозайм, причем по доходностям, которые находятся на очень хорошем уровне для г. Москвы и, естественно, удовлетворяют и инвесторов. Все эти принципиально новые займы пользовались очень большим спросом и очень охотно приобретались как зарубежными, так и отечественными инвесторами. На эти 3 займа в 2004 г. пришлось 60% всех наших заимствований.

Хорошее исполнение бюджета г. Москвы в 2004 г. привело к тому, что решением Правительства Москвы наши операции по привлечению средств были сокращены, т.е. была сокращена программа заимствований. Это связано с тем, что хорошо собирались доходы бюджета, была довольно значительная экономия в расходах нашего городского бюджета. Поэтому фактически вместо запланированных 26 млрд руб. на финансирование бюджетного дефицита нами было привлечено 20,1 млрд руб. Это привело к тому, что долг города не достиг той величины, которою он мог бы потенциально достичь. В результате объем долга сейчас на 5 млрд руб. меньше того объема, который был запланирован в бюджете 2004 г.

Сейчас подавляющую долю внутреннего долга составляют облигационные займы в рублях, тогда как объем банковских кредитов в нашем портфеле незначителен и составляет всего лишь 2 млрд руб. В общей сложности в 2004 г. мы привлекли в результате наших операций на внутреннем и внешнем рынке сумму, эквивалентную 47,8 млрд руб. Это, прежде всего, наши государственные облигации на внутреннем рынке объемом в 32,4 млрд руб. Это, как уже сказано, рублевые кредиты в 2 млрд руб. Далее, это еврозайм в 374 млн евро, или примерно в 13,4 млрд руб. по курсу на момент размещения.

В 2004 г. погашено долговых обязательств города на сумму, эквивалентную 27,9 млрд руб. Эта сумма включает погашенные облигационные займы в рублях на 9,4 млрд руб., банковские кредиты в рублях на 4,8 млрд руб., кредиты в иностранной валюте на 31 млн долл. США, еврозайм на сумму 350 млн евро (примерно 12,8 млрд руб. по курсу на момент погашения).

Кроме того, в 2004 г. был выполнен значительный объем активных операций по управлению долгом на рынке облигаций города. Было откуплено и досрочно выведено из обращения наших государственных облигаций в рублях на сумму в 3,6 млрд руб. Досрочно были погашены банковские кредиты на сумму в 4,8 млрд руб.

Платежи по обслуживанию долга в 2004 г., т.е. процентные выплаты города, составили 8,6 млрд руб. Успешно проводились аукционы, все наши облигации, размещавшиеся в 2004 г. на внутреннем рынке, пользовались очень большим спросом. Высокий спрос был и на внешний займ. Объем подписки на наш внешний займ 2004 г. превысил 1 млрд 300 млн евро при объеме размещения в 374 млн евро. Следует напомнить, что в тот период это был еврозайм, размещенный с рекордно низкой доходностью за всю историю российских еврозаймов, а именно, в 6,45% годовых. Сейчас, в связи с дальнейшим улучшением экономической, финансовой конъюнктуры, в связи с повышением рейтинга РФ, российские корпоративные эмитенты размещают займы с еще более низкой доходностью. Это процесс, который не может нас не радовать.

Во внешнем займе 2004 г. впервые приняли участие инвесторы, которые раньше не покупали не только московские займы, но и российские. Это были инвестиционные фонды, ориентирующиеся на приобретение облигаций только инвестиционного рейтинга. То есть уже в тот момент, когда город еще не получил инвестиционный рейтинг, но предвидя скорое присвоение г. Москве инвестиционного рейтинга, целый ряд инвестиционных фондов указанной категории приобретал наши облигации. Это как раз и позволило нам значительно снизить доходность по облигациям, создало здоровую структуру размещения нашего евро-облигационного займа.

40% займа было приобретено как раз инвестиционными фондами, инвестиционные банки для себя и своих клиентов приобрели еще 40% этого займа, спекулятивная составляющая, представленная хеджевыми фондами, составила вполне скромную цифру - 5%. Впервые среди наших инвесторов появились пенсионные фонды, они составили примерно 2% приобретений облигаций внешнего займа. Кроме того, 8% займа было приобретено частными инвесторами, 2% - страховыми компаниями, 1% - финансовыми компаниями, 2% - прочими инвесторами.

Географически структура распределения также была традиционной: 27% пришлось на инвесторов, которые размещены в Великобритании, 20% - это немецкие инвесторы, 12% - австрийские, 11% - швейцарские. Несмотря на то, что облигации размещались в валюте евро, все-таки 5% облигаций было приобретено американскими инвесторами. Был хороший внутренний спрос, российский - 4%. Что интересно, появились такие страны, которые раньше не участвовали в наших внешних займах, например, Греция - 4%. Азиатские страны представлены - 3% займа, которые были приобретены инвесторами, базирующимися в Сингапуре. Также в еврозайме приняли участие: Франция - 2%, Италия - 3%, прочие инвесторы - 9%. То есть все это говорит о хорошем, качественном размещении займа, которым можно быть довольным.

По результатам 2004 г. внутренний долг города составил 72,5 млрд руб., внешний долг - около 31 млрд руб. По результатам исполнения бюджета 2004 г. общий долг г. Москвы составляет 103,5 млрд руб., при этом прямой долг - это 98,6 млрд руб. Естественно, имеется небольшой объем гарантий, примерно на сумму 5 млрд руб. Сформирован очень хороший профиль долга, у нас отсутствуют какие-либо напряженные периоды вплоть до 2014 г. Несколько большим будет напряжение в 2006 г., в связи с тем, что параллельно с нашими займами в рублях погашается достаточно крупный евро-облигационный займ объемом в 400 млн евро. Мы планируем вести работу по его рефинансированию и имеем вполне обоснованные надежды говорить о том, что этот займ будет нами также в 2006 г. успешно рефинансирован.

На внутреннем рынке нам удалось значительно сократить разрыв между доходностью займов федерального Правительства и московских облигационных займов, поскольку ликвидность на нашем рынке внутренних облигаций находится на уровне облигаций федерального займа. Фактически именно доходность наших облигационных займов служит отправной точкой при определении рыночной цены для последующих размещений всех муниципальных, региональных и корпоративных эмитентов в нашей стране. Мы, естественно, будем прилагать все усилия к тому, чтобы качество нашего рынка облигаций в рублях оставалось на таком же высоком уровне, ни в коей мере не снижалась его ликвидность.

Если рассматривать это по цифрам, то на 01.01.05 объем рынка облигаций федерального Правительства, по данным Центрального банка РФ, составил 566 млрд руб., объем рынка корпоративных облигаций - 245 млрд руб., муниципальные и региональные облигации - 122,4 млрд руб. Конечно, заметна и доля г. Москвы - это около 60 млрд руб.

Мы можем уверенно смотреть в будущее, потому что показатели имеющейся и планируемой долговой нагрузки ни в коей мере не выходят за те параметры и ограничения, которые предусмотрены как Бюджетным кодексом РФ, так и концепцией управления долгом г. Москвы. Можно сказать, что ни в 2005, ни в 2006, ни в 2007 г. планируемый общий объем долга города не превысит 33% годовых бюджетных доходов. Незначительной будет доля городских расходов на обслуживание долга. За указанный период до 2007 г. расходы города на обслуживание долга не превысят 3,5% годовых бюджетных доходов. Точно также ровный профиль погашения долга, предстоящий в 2005-07 гг., позволяет нам утверждать, что и здесь доля расходов города по статье расходов на погашение долга не превысит 8% городских бюджетных доходов. Мы намерены и дальше поддерживать управление долга на таком же уровне.

Следует отметить, что 2004 г. явился годом повышения рейтинга Москвы, нам был присвоен рейтинг инвестиционной категории от международных рейтинговых агентств "Fitch Ratings" и "Moody’s Investors Service". В начале 2005 г. последовало присвоение нам инвестиционного рейтинга от агентства "Standart&Poor’s". В настоящий момент наш рейтинг от всех трех рейтинговых агентств равен рейтингу РФ, и пока Москва является единственным региональным эмитентом, единственным регионом РФ, который имеет инвестиционный рейтинг от всех трех ведущих рейтинговых агентств. И наши российские агентства, которые ведут рейтинг на основе так называемой национальной шкалы, также присвоили нам рейтинг максимально возможной категории, а именно: от агентства "Мудис Интерфакс" - Ааа, от агентства "Эксперт РА" - А++.

Это имеет хорошие последствия для города. Не секрет, что 02.02.05 мы размещали два наших облигационных займа в рублях, и присвоение нам инвестиционного рейтинга всех трех рейтинговых агентств очень резко подняло спрос среди инвесторов-нерезидентов на наши внутренние облигации. Мы видели, что примерно на 8 млрд руб. предложений наших облигаций спрос инвесторов составил более 27 млрд руб. Все это позволило нам разместить эти займы по доходности, которая оказалась даже ниже нашей собственной кривой доходности.

В 2005 г. основные задачи управления долгом останутся прежними. Планируется достаточно большой объем заимствований - почти 45 млрд руб., в том числе примерно 25,4 млрд руб. пойдет на финансирование дефицита бюджета города. Мы будем продолжать приоритетное использование внутренних облигационных займов, рассматривая их как основной инструмент наших заимствований. Весь прирост нашего долга примерно в 25,4 млрд руб. будет проведен за счет размещения наших облигаций в рублях. Мы планируем, что это размещение превысит 35 млрд руб. в течение 2005 г., срочность облигаций будет, вероятнее всего, в диапазоне от 2 до 10-12 лет. Не исключено, что мы, возможно, при условии благоприятной конъюнктуры в течение года выпустим облигации срочностью в 15 лет.

Конечно, при выпуске этих облигаций и планировании профиля нашего долга мы будем придерживаться принципа создания такой ситуации, когда ни в одном из предстоящих годах размещения не будет создаваться чрезмерная нагрузка на городской бюджет в сфере обслуживания и погашения долга. Мы не скрываем, что будем вести активные операции по управлению долгом. Будем откупать ряд наших заимствований на внутреннем рынке. При этом дальнейшее увеличение прозрачности наших операций подтверждается тем, что мы будем примерно с недельным интервалом делать достоянием и профессионалов, и всей общественности объем наших операций на вторичном рынке как по размещению облигаций, так и по откупу.

Эти операции мы довольно активно проводим уже со второй половины января 2005 г. В первой декаде февраля был откуплен определенный объем наших внутренних облигационных займов, погашаемых в 2005 г. в целях экономии средств бюджета. Конечно, при этом мы используем такую ситуацию, когда доходы городского бюджета высокие и есть определенные финансовые резервы для проведения этой деятельности.

Пока мы планируем сохранять свое присутствие на рынке банковских кредитов в рублях. В Законе о бюджете на 2005 г. предусмотрено и привлечение банковских кредитов на сумму примерно в 8,9 млрд руб. Но не исключено, что будет происходить гибкая корректировка параметров нашей программы заимствований. Естественно, мы будем очень тщательно и быстро учитывать складывающуюся текущую конъюнктуру на рынке капитала в России. Не исключена возможность, что мы увеличим долю привлечения средств через размещение облигаций в рублях и, возможно, сократим долю банковских кредитов в нашем портфеле.

Исходя из Программы заимствований на 2005 г., мы пока прогнозируем, что на 01.01.06 долг Москвы достигнет примерно 130 млрд руб. Это примерная цифра, потому что достаточно значительный компонент наших долговых обязательств - это внешний долг в валюте (евро и долларах США). Это приведет к тому, что конкретная точная цифра долга в рублях будет известна в самом конце года. Поэтому пока, опираясь на индикаторы, которые нам дает Центральный Банк России, мы называем указанную сумму долга в 130 млрд руб. на конец 2005 г., что соответствует примерно эквиваленту в 4,6 млрд долл. США.

В заключение хочу коснуться часто задаваемого вопроса - зачем занимать и хорошо ли, что долг Москвы растет уже 3 года подряд. Это философский вопрос, извечный спор, который ведется еще со времен Аристотеля: что лучше - жить по средствам или привлекать займы. История отвечает в пользу второго варианта. Надо жить по средствам, но при этом еще и активно пользоваться кредитом, и направлять эти средства на ускоренное развитие экономики. Если мы посмотрим на темпы роста валового городского продукта Москвы, они значительно превышают темпы роста ВВП России, причем стабильно и регулярно. Это связано и с тем, что в городе ведется очень активная инвестиционная деятельность. И она ведется не только за счет притока иностранного капитала и российского частного капитала, но и в то же время крупнейшим инвестором является городское Правительство, сам город. Объем инвестиций города регулярно составляет от 25 до 30% расходов городского бюджета, т.е. это сумма в несколько миллиардов долларов США. Это все способствует ускоренному, динамичному развитию экономики и росту благосостояния и повышению качества жизни москвичей, несмотря на споры, которые ведутся в Москве, и проблемы, связанные с жилищным и дорожным строительством.

Поэтому все-таки мы считаем, и это линия Правительства и Мэра города, что займы должны быть, но должны носить характер подчиненный, ни в коем мере мы не должны ставить город в неплатежеспособное положение. А отсюда и проистекает совершенно четкая, ясная политическая линия на то, что наша задолженность не может превышать трети годовых доходов городского бюджета, и наша задолженность может расти темпами, не превышающими темпы роста доходов бюджета. Поэтому мы соблюдаем здесь золотую середину. Мы привлекаем дополнительные деньги и в то же время в этом извечном споре - "что такое хорошо и что такое плохо" оказываемся на хорошей половине.

Пахомов Сергей Борисович. В 1993-97 гг. возглавлял управления инвестиций и казначейское управление в ряде крупных российских банков. С 1997 г. - Первый заместитель Председателя, а с 1999 г. - исполняющий обязанности Председателя Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы. В 2000 г. назначен Председателем Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка Правительства Москвы (с 2003 г. - Комитет государственных заимствований г.Москвы).