написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

Планируемые изменения в налоговом законодательстве

Васильев Ю.В., Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам

Итоговые главы Налогового Кодекса

В проекте программы Правительства РФ на среднесрочную перспективу достаточно полно определены направления дальнейшего совершенствования российской налоговой системы. Однако некоторые предложения требуют корректировки. И в первую очередь это касается завершения работы над Налоговым кодексом РФ.

В 2006 г. необходимо согласовать позиции по завершающим главам кодекса. Напомню, что до 2006 г. программа правительства предусматривает принятие главы «Налог на наследование и дарение» и главы «Налог на имущество физических лиц». Как известно, Президент страны Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил отменить вообще налог на наследование. Это предложение нашло горячую и единодушную поддержку депутатов нашего комитета и сегодня идет активная работа в этом направлении.

Глава о налоге на имущество физических лиц давно готовится к внесению в Государственную Думу Правительством РФ и пока эта работа не завершена. Главная проблема на пути введения налога - отсутствие единой методики оценки недвижимости. Именно от решения этого вопроса зависит, насколько изменится налоговая нагрузка на всех граждан. Поэтому решение о том, какой метод оценки недвижимого имущества будет закреплен в Налоговом кодексе РФ, должно приниматься с особой осторожностью.

Данный тезис в полной мере касается и налога на недвижимость, введение которого также запланировано программой Правительства. Необходимо отметить, что налог на недвижимость не будет новым налогом. Он призван заменить собой уплачиваемый сейчас налог на имущество и земельный налог. Это важнейший аспект, который имеет не только чисто юридическое, но и прикладное значение.

НДС

Много споров в правительстве вызывают ставки НДС. В начале 90-х в России ставка НДС, как известно, составляла 28%. Затем была снижена до 20%. Сегодня она составляет 18%. Есть мнения, что эту цифру надо понизить до 13%. Это даст возможность бизнесу инвестировать в экономику страны высвободившиеся средства. Выпадающие из-за снижения ставки доходы предлагается компенсировать за счет средств Стабилизационного фонда. Но с этим предложением не согласен Минфин России. По оценкам финансового ведомства, снижение ставки НСД до 13% приведет к снижению налоговых доходов бюджета в размере более 360 млрд руб.

Ряд экспертов считают приемлемым введение единой ставки НДС в размере 16% в 2007-08 гг., а в 2006 г. снижать этот налог нецелесообразно. Напомню, что Минфин России в начале марта предложил не изменять ставки налога в течение ближайших 3 лет.

Есть также предложение отменить НДС и ввести вместо него налог с продаж. По мнению авторов этой идеи, это избавило бы налоговую систему от проблем с администрированием НДС.

По нашему мнению, наиболее правильным было бы наряду с изменением процедур взимания НДС снизить ставку налога и одновременно решить вопросы, которые давно озвучивал Минфин России. То есть необходимо сократить сроки возмещения НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить налогообложение авансовых платежей.

Стоит отметить, что ни у одной из заинтересованных сторон предложения по реформе НДС, изложенные в программе Правительства, в целом не вызывают возражений. По многим из этих предложений, как, например, введение электронных счетов-фактур, переход на метод начисления, изменение порядка принятия к вычету сумм налога по капитальному строительству, уже разработаны законопроекты, а некоторые из них уже внесены в Государственную Думу.

Что же касается НДС, то необходимо вести речь не только о переходе к единой налоговой ставке, но и о значимом ее снижении. У многих депутатов нашего комитета существует мнение в качестве ориентира определить ставку в размере 15%.

Разумеется, необходимо взвесить последствия унификации ставки налога на социально значимые товары: лекарства, продовольствие и товары для детей, которые сейчас облагаются по пониженным ставкам. Их отмена обязательно должна сопровождаться адекватными мерами, которые не допустили бы повышения цен на эти товары. Ведь все мы еще хорошо помним последствия увеличения ставки НДС на лекарства с 0 до 10%. Отмена нулевой ставки привела к существенному росту цен на медикаменты.

В отношении возмещения НДС по экспортным операциям, на мой взгляд, можно рассмотреть предложение отменить возмещение экспортного НДС и разрешить только его зачет. Эта мера поможет эффективнее пресекать лжеэкспорт и незаконное возмещение НДС.

Акцизы и налоги на недропользование

Помимо решения вопросов с НДС, назрела необходимость корректировки порядка уплаты акцизов. В первую очередь речь идет об акцизах на нефтепродукты. Практика показывает, что введенные в 2003 году сложные механизмы уплаты данного налога неэффективны. На практике они приводят к снижению собираемости акцизов и создают диспропорции в распределении налоговых поступлений.

Считаю, что актуальной проблемой сегодняшней налоговой системы является несовершенство механизмов налогообложения при недропользовании. В Государственной Думе с участием представителей Правительства РФ неоднократно обсуждалась необходимость дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий недропользования. Решение данной задачи должно быть отражено в качестве ориентира налоговой политики.

Налогообложение малого бизнеса

Налогообложение малого бизнеса также нуждается в изменениях. Очевидно, уже сегодня можно вести речь об индексации предельных размеров выручки, являющихся критериями применения упрощенной системы налогообложения. Напомню, что Правительство предлагает увеличить объем выручки, дающий право на переход к упрощенной системе, с 11 до 15 млн руб. Уровень дохода налогоплательщика, при превышении которого налогоплательщик должен вернуться на общий режим налогообложения, планируется повысить с 15 до 20 млн руб. Законопроект с этим и другими предложениями скоро должен поступить в Госдуму.

Необходимо также расширить перечень расходов, которые принимаются при исчислении единого налога при упрощенной системе.

Одной из проблем, сдерживающих применение упрощенной системы, является освобождение от уплаты НДС по ряду операций. Количество обращений представителей малого и среднего бизнеса по этому вопросу говорит о том, что его решение могло бы стать серьезным стимулом для перехода на данный специальный налоговый режим и в целом повлиять на деловую активность.

Кроме того, сегодня можно обсудить возможность введения патентной системы для индивидуальных предпринимателей, которая применялась в прежние годы и хорошо зарекомендовала себя.

Налоги: от фискальной к стимулирующей функции

Совершенствование налогового администрирования, без сомнения, на сегодня - не менее важное поле для деятельности законодателей, чем собственно реформирование тех или иных налогов. Озвученные в начале года планы Правительства и рекомендации Президента России скоро должны поступить в Госдуму в виде законопроектов. Например, в ближайшее время на рассмотрение депутатов должен поступить законопроект «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он призван стимулировать развитие инновационной экономики, высокотехнологичных и наукоемких производств.

В законопроекте предусмотрены два вида зон -- промышленно-производственные и технико-внедренческие. Для налогоплательщиков, которые будут работать в первой зоне, предлагается без ограничений относить убытки на расходы будущих периодов, начислять амортизацию с коэффициентом ускорения 2, а также в полном объеме учитывать в составе расходов затраты на научные исследования. Авторы законопроекта предлагают также снизить ставку ЕСН для организации технико-внедренческих зон.

Исполнение налогового законодательства

Разумеется, наряду со снижением ставок налога и облегчением налогового администрирования необходимо жесткое соблюдение налогового законодательства. Государство вправе требовать это, устанавливая равные правила игры для всех налогоплательщиков.

В этой связи эффективным должен быть законопроект, направленный в Госдуму Президентом России, о поправках в Гражданский кодекс и Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Законопроект предусматривает, что организации, которые в течение года не осуществляли банковских операций и не представляли налоговой отчетности, будут ликвидированы. Сведения о таких организациях будет сообщать ФНС России в специальных печатных изданиях. Если по прошествии 3 месяцев с момента опубликования сообщения владельцы компании, кредиторы или другие заинтересованные лица не объявятся, предприятие будет исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Оспорить решение ФНС можно будет еще в течение года.

Хотелось бы заметить, что ни о каком необоснованном ужесточении процедур налогового контроля речь не идет. Важнейшим принципом, которым необходимо руководствоваться в данном вопросе, является соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов. Нам необходимо обеспечить как соблюдение обязательств по уплате налогов, так и защиту прав налогоплательщиков. Этот принцип обязательно найдет отражение в законах, которые будут приниматься.

В качестве одной из необходимых мер по совершенствованию налогового администрирования следует также предусмотреть улучшение работы налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве. Этот вопрос также был вынесен на парламентские слушания.

На сегодняшний день в совершенствовании налоговой реформы уже сделано немало, снижены налоговые ставки, отменены оборотные налоги, введена 13% шкала подоходного налога… Необходимо еще приложить немало усилий, чтобы сделать налоговую политику предсказуемой, способствующей защищенности прав собственности и снижению уровня различного рода рисков. Стабильная налоговая система - это залог стабильности и процветания общества.

Механизмы законопроектной работы

Сегодня в Госдуму вносится большое количество законопроектов, поправок и дополнений к ним, посвященных сбору налогов. Это свидетельствует о том, что в налоговом законодательстве остается множество нерешенных проблем. Комитет по бюджету и налогам очень ответственно относится к рассмотрению всех налоговых законодательных инициатив, в том числе правительственных. Однако, учитывая качество вносимых законопроектов, нас уже не может устраивать роль простых проводников разных идей и предложений, содержащихся в указанных законопроектах. Мы намерены занять более активную позицию, т.е. мы не будем ограничиваться рассмотрением поступающих в Государственную Думу законопроектов, а будем более активно формулировать собственные предложения по совершенствованию налогового законодательства. Именно с этой целью мы уже создали при комитете несколько рабочих групп, в частности, совместную с Советом Федерации, Министерством экономического развития и торговли рабочую группу по акцизной политике. Создана также группа по изменению системы вычетов по налогу на доходы физических лиц, перед которой поставлена задача по разработке и внесению предложений, которые обеспечат социальную направленность и адресность налоговых вычетов.

Депутаты нашего комитета намерены расширять эту практику и по другим направлениям. В частности, усовершенствовать возможности сотрудничества с Правительством по вопросам налогового законодательства в рамках так называемого «нулевого чтения», необходимость которого была заявлена на стадии формирования Правительства РФ. К сожалению, на практике эта новация по отношению к сфере налогового законодательства во многом носит декларативный характер. Практика последних лет показала, насколько важно эффективное взаимодействие сторон, позволяющее объективно понять сложность и важность задач, стоящих перед страной, найти правильные решения. В частности, хочется надеяться, что наконец удастся разрешить разногласия между депутатами и Правительством по поводу законопроекта о налоге на наследование и дарение, который сегодня ждут миллионы россиян.

Аналогичная ситуация сложилась с налогом на недвижимость, возможность введения которого сейчас активно обсуждается. В этом вопросе принятие непродуманного решения может привести к очень неприятным последствиям и негативно сказаться на положении буквально каждого гражданина. Мы считаем, что без утвержденных Земельного кадастра и Методики массовой оценки объектов недвижимости невозможно принимать какие-либо взвешенные решения по данному вопросу.

Кроме того, мы считаем, что Правительство запаздывает с внесением целого ряда законодательных инициатив, необходимость которых давно назрела. В связи с этим группой депутатов будет инициирован ряд законопроектов, направленных на решение наиболее острых проблем. В частности, подготовлен законопроект, исключающий из налоговой базы по НДС авансовые платежи и предоставляющий налогоплательщикам право применить налоговый вычет по НДС при осуществлении капитального строительства в том периоде, в котором были произведены и оплачены затраты капитального характера, не дожидаясь ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию. Мы надеемся, что при рассмотрении наших инициатив Правительство займет конструктивную позицию.

Местное самоуправление

Некоторые вопросы налоговой политики еще недостаточно осмыслены и изучены экономистами, они как бы составляют невидимую часть айсберга. Между тем они являются ключевыми в контексте проводимых в стране реформ, которые, как вы знаете, тесно переплетаются и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга.

Речь идет о Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который вступает в силу с 01.01.06.

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на несколько налоговых аспектов, связанных с обеспечением эффективного функционирования института местного самоуправления.

Во-первых, необходимо через изменение налогового законодательства расширить доходную базу для муниципальных бюджетов. Эту задачу можно решить без пересмотра состава доходных источников местных бюджетов путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, предусмотрев, например:

1) зачисление работодателем налога на доходы физических лиц по их месту жительства в бюджеты поселений и муниципальных районов;

2) исключение федеральных и региональных льгот и изъятий из объекта налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество, включая сданные в аренду земельные участки, земельные участки и имущество федеральных и региональных государственных учреждений, земли обороны, лесного и водного фондов. Кроме существенного расширения собственной доходной базы муниципалитетов это позволит оптимизировать состав и значительно повысить эффективность использования государственных земель и имущества.

Во-вторых, необходимо подготовить изменения в федеральное законодательство с целью закрепления правового механизма, обеспечивающего ответственность территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за полноту сбора налогов, являющихся источниками формирования бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Я не исключаю, что для создания дополнительных стимулов к развитию экономики и повышению налогового потенциала целесообразно дифференцировать степень самостоятельности, объем прав и ограничений для самодостаточных в финансовом отношении муниципальных образований и муниципальных властей, получающих дотации из региональных фондов финансовой поддержки.

В-третьих, считаю правомерным вернуться к обсуждению вопроса об изменении статуса и зачислении транспортного налога в бюджеты муниципальных образований. Напомню, что именно с таким предложением выходило Правительство РФ при рассмотрении в Государственной Думе вопросов, связанных с реформированием межбюджетных отношений.

Васильев Юрий Викторович. Доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук. С 2003 г. - Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам, сопредседатель Комиссии Государственной Думы ФС РФ по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100