написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (23) Июнь 2005г

О необходимости проведения Всероссийской экономической переписи

Соколин В.Л., руководитель Федеральной службы государственной статистики

Определение стоящих перед страной целей, обеспечение эффективного контроля за их выполнением требует постоянного поступления и анализа исчерпывающей, объективной, научно обоснованной, надежной официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации.

Коренные преобразования в экономике страны, связанные с возникновением большого числа хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности, постепенный переход к нормам жизни информационно открытого общества вызвали потребность в создании условий для получения адекватной экономической информации.

Изменения в экономике повлекли за собой изменения в стратегии государственной статистики. Если в условиях плановой экономики ее основной целью было обеспечение контроля за ходом выполнения плановых нормативов и единственным ее пользователем выступали органы государственной власти, то в складывающихся рыночных отношениях при возрастающей роли информационной сферы на современном этапе развития общества изменились и сами требования к экономической информации. Объективная, достоверная и своевременная информация о состоянии экономики является обязательным условием выработки решений, определения стратегии и тактики не только для органов государственной власти и муниципальных образований, но и для субъектов предпринимательской деятельности.

Отсюда необходимость в постоянном развитии информационных статистических ресурсов, одним из условий которого является постоянное обновление данных, используемых как для долгосрочного планирования, так и для регулирования вопросов экономики, чему и служит оптимальное сочетание периодического проведения Всероссийских переписей экономических объектов и на их основе выборочных статистических обследований.

Большое внимание проведению экономических переписей уделяется Росстатом ещё и потому, что они являются статистической основой для таких важнейших работ, как расчет ВВП, построения таблиц «затраты - выпуск», расчета индекса цен и физического объема производства, и позволяют обеспечивать важной информацией правительственные, деловые круги и общественность.

Интеграция экономики любой страны в мировую экономику требует адекватного уровня развития национальной системы статистики, обеспечивающей единообразие в характеристиках важнейших социально-экономических явлений. Это достигается путем использования в национальной статистической практике международных понятий, классификаций и методов. При этом особая роль в координации международного сотрудничества в области социально-экономического развития отводится национальным статистическим органам.

В ряде стран с федеративным устройством (США, Канада, Германия) накоплен обширный опыт проведения экономических переписей, который может быть успешно использован при подготовке Всероссийской экономической переписи. Широкомасштабные статистические обследования проводятся в таких странах на протяжении многих лет: так, например, в США экономические переписи проводятся с начала XIX в. В этих странах не только разработаны детальные методики проведения экономических переписей, но и накоплен обширный опыт организационной подготовки к переписям, изданы специальные законодательные акты, регламентирующие проведение переписей.

Интересен опыт проведения регулярных экономических переписей в таких странах как: Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Италия и Мексика, т.к. широта поставленных перед переписью задач в сочетании с объективной необходимостью снижения стоимости статистических обследований представляет несомненный интерес для планирования экономической переписи в Российской Федерации.

О целесообразности использования Росстатом международного опыта (накопленного национальными статистическими организациями, особенно США) в области подготовки и проведения экономических переписей говорит утверждение американских статистиков о необходимости проведения экономических переписей - как источника информации, незаменимого как для правительственных органов, так и для деловых кругов. Отношения между статистическими органами и отчетными единицами все в большей степени должны основываться на взаимном интересе, тем самым способствуя повышению достоверности статистической информации.

Изучение опыта проводимой в США экономической переписи показал, что она является главным источником статистической информации о структуре и функционировании национальной экономики. Перепись дает всеобъемлющую информацию, необходимую как для федерального правительства, так и для правительств штатов и местных администраций, в том числе для оценки размеров собираемых налогов и для обеспечения условий развития экономики регионов. Для федерального правительства материалы экономических переписей являются основой для проведения таких статистических композитных измерений, как ВВП, и обеспечивают структурные и первичные данные для расчета индексов физического объема производства и индексов производительности и уровня цен.

В США экономические переписи проводятся с начала XIX в. по настоящее время и являются энциклопедией экономики страны. В соответствии со ст. 13 главного Федерального закона США все виды бизнеса обязаны принимать участие в экономической переписи (при этом в обязанности статистики входит сохранение конфиденциальности данных, представляемых предприятиями). В законе предусмотрена также ответственность за непредставление ответа и за ложную информацию (50 и 10 000 долл. США соответственно). В ходе экономических переписей, которые проводятся каждые 5 лет (в годы, оканчивающиеся на 2 и 7), обследуются предприятия, использующие наемный труд.

Данные экономической переписи США содержат богатейшую информацию (так, например, перепись 1997 г. представляет данные по объему производства и затратам на него по 9000 видам продукции, а по объему продаж и стоимости отгруженной продукции - по 6500 наименованиям товаров). Кроме того, Бюро цензов США проводит выборочные обследования для получения оперативной информации (месячной и квартальной) в основных отраслях экономики, в таких как промышленность, розничная и оптовая торговля, строительство, транспорт и услуги, базовой информацией для проведения которых служат данные экономической переписи.

Анализ материалов по организации и проведению экономических переписей Бюро цензов США показал целесообразность применения Росстатом данного опыта, в частности, возможность использования оперативного плана проведения экономической переписи (предложенного специалистами Бюро цензов США) для ускорения работ по подготовке и организации экономической переписи в Российской Федерации.

Как показывает изучение опыта организации экономических переписей в США, основной составляющей успеха ее проведения является детальная проработка всех элементов программы переписи, основой для проведения которой в США является Бизнес-регистр, представляющий собой хранилище информации (7,5 млн записей по предприятиям, использующим наемный труд, и их местным единицам), консолидирующее данные о предприятиях из всех источников, включая административные. Надо отметить, что применяемый в США принцип эффективного использования имеющихся в других ведомствах информационных ресурсов нашел применение и в российской статистике. В настоящее время с целью снижения нагрузки на респондентов в качестве первичных данные используются данные административных источников, формируемые местными органами государственной власти без предоставления органам государственной статистики соответствующей информации отчитывающимися субъектами (районными сельскохозяйственными органами, органами здравоохранения и образования, службами занятости и социальной защиты и др.), что составляет 10,3% всех форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденных Росстатом, сбор и обработка сведений по которым осуществляется органами государственной статистики. В дальнейшем планируется расширение применения административных источников.

Кроме того, для построения системы национальных счетов в статистике населения, труда, финансов, торговли, уровня жизни и в ряде других отраслей Росстатом широко используется информация Минфина России, Банка России, ГТК России, МВД России, Минтруда России и других министерств и ведомств, предоставление которой предусмотрено Федеральной программой статистических работ.

Анализ работы Росстата по развитию и совершенствованию регистра предприятий показал, что он также отвечает направлениям деятельности статистических служб развитых стран мира в области его совершенствования. Ведение полноценного и качественного регистра предприятий и организаций, прошедших государственную регистрацию, поддержка на его основе с привлечением других статистических и административных информационных ресурсов совокупности объектов статистического наблюдения и переход на использование международно-ориентированного и сопоставимого классификатора видов деятельности ОКВЭД позволило Росстату к настоящему моменту создать качественную методологическую базу для подготовки к проведению Всероссийской экономической переписи.

Радикальные перемены в структуре российской экономики, правах собственности, организационно-правовых формах и видах деятельности хозяйствующих субъектов, коренных изменений в методах управления экономикой, повлекших за собой значительное увеличение количества наблюдаемых хозяйствующих субъектов (так, к концу 2002 г. число предприятий и организаций без учета индивидуальных предпринимателей возросло более чем в 10 раз и вплотную приблизилось к 3 млн) привели к появлению потребности в дополнительной и более детальной статистической информации - обязательности проведения Всероссийской экономической переписи.

Отсюда перед государственной статистикой возникает задача организации обследования, охватывающего всю совокупность хозяйствующих субъектов и дающего полную информацию об этих изменениях и вместе с тем получение гибкого сочетания круга предприятий и организаций, включенных в перепись с набором применяемых показателей, который может значительно варьировать по своему числу и содержанию.

Переход системы государственного статистического наблюдения за состоянием экономики к регулярному проведению переписей обусловлен также:

  • необходимостью получения информации для разработки долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития страны и отдельных регионов;
  • потребностью создать основу для проведения выборочных обследований;
  • переходом на международные стандарты статистического учета;
  • отработки взаимодействия Росстата с другими ведомствами, собирающими статистику в Российской Федерации.

Экономическая перепись определяется как крупномасштабное, периодическое, статистическое наблюдение, основными целями которого являются:

  • уточнение списочной основы единиц наблюдения за деятельностью всех хозяйствующих субъектов, составляющих экономический потенциал страны, которая может быть использована для различных статистических обследований;
  • получение данных, являющихся информационной основой для разработки базовых таблиц «затраты-выпуск» за год по расширенной номенклатуре видов деятельности и продукции (эти таблицы являются единственным инструментом согласования ресурсов и использования продукции различных видов экономической деятельности и получения внутренне сбалансированных оценок валового внутреннего продукта);
  • получение развернутой информации о параметрах малого предпринимательства в Российской Федерации.

Проведение экономической переписи в Российской Федерации является на настоящий момент действием необходимым и своевременным, обусловленным объективным состоянием российской статистики, анализ которой показывает как необходимость получения достоверных данных о демографии экономических агентов в стране после почти 20-летнего периода реформ и социально-экономических преобразований, так и общую методологическую и организационную готовность Росстата к проведению такого крупномасштабного обследования.

Особенно важным при этом является проведение экономических переписей, направленных на предоставление уточнённых данных, обеспечивающих экономический рост производства и составляющих ключевую основу области экономической политики государства, занимающейся структурной перестройкой жизненно важных отраслей.

При этом необходимо отметить, что, несмотря на положительную динамику развития современной российской статистики, высокий качественный уровень, оперативность и достоверность ее информационных ресурсов, задача получения надежной статистической информации в России в вышеуказанных условиях является в настоящее время весьма непростой.

Одной из проблем является необходимость существенного изменения системы показателей экономической статистики и влияние на хозяйственную деятельность новых факторов, связанных с колебаниями спроса со стороны рынка, ограничениями бюджетного финансирования, демонополизацией производства, перераспределением функций управления между федеральными и региональными органами, усилением процессов интегрирования российской экономики в мировую экономику.

Так, рыночные условия требуют корректировки приоритетов в системе используемых показателей производства продукции. В частности, показатель «валовой оборот» практически потерял свою значимость из-за его существенной зависимости от организационной структуры предприятия и в современных условиях не отражает объема созданной потребительской стоимости. Итоги же планируемой экономической переписи позволят обеспечить сопоставимость собираемых и получаемых в ходе разработки материалов переписи обобщающих показателей и предоставят пользователям огромное количество качественной информации.

Кроме того, в российской статистической практике и детализация информации для различных хозяйствующих субъектов - различна. По крупным и средним предприятиям имеется наиболее полная и подробная статистика, тогда как, например, по малым, становлению которых способствовала рыночная экономика, из-за их подвижности она гораздо менее представительна.

Возникнув из производственно-хозяйственных кооперативов, за немногим более чем десятилетнее существование малые предприятия в России стали одним из многочисленных и подвижных секторов российской экономики, без оценки которого невозможно получить адекватное представление о происходящих в экономике процессах.

С развитием малого предпринимательства в нашей стране связывается решение целого ряда важнейших социально-экономических задач, успешность решения которых связана с проводимой в этой области государственной политикой (выработка адекватной политики невозможна без всестороннего анализа текущего состояния и тенденций в этом секторе экономики, т.к. результаты подобного анализа и определяются качеством исходной информации).

До I полугодия 1995 г. малые предприятия в Российской Федерации обследовались в режиме сплошного наблюдения. В целях снижения затрат, снижения информационной нагрузки на предприятия Росстат осуществляет мониторинг малых предприятий по упрощенной программе на выборочной основе. Такой метод обеспечивает оперативность, но не позволяет сформировать информационную базу, характеризующую деятельность субъектов малого предпринимательства во всех аспектах и получить развернутую информацию о параметрах малого предпринимательства по административно-территориальным образованиям (городам, муниципалитетам и др.).

В этой связи возникает объективная необходимость проведения периодических сплошных обследований - переписей с целью учета изменений, произошедших в развитии системы малого предпринимательства, оценки состояния его экономического потенциала, а также получения информации об основных проблемах развития этого сектора экономики.

О необходимости проведения экономической переписи говорит и требующий уточнения факт, выявленный в результате сплошного обследования малых предприятий в 2001 г. и показывающий, что тенденция к сокращению обновления малых предприятий во многом обусловлена интенсивностью развития другой составляющей малого предпринимательства - деятельностью индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (именно в этом направлении и осуществляется отток малых предприятий).

Индивидуальное предпринимательство, зародившееся в 1990-х гг., сегодня во многом составляет основу малого предпринимательства в России. По оценкам, на долю индивидуальных предпринимателей приходится половина оборота розничной торговли, почти треть перевозок автомобильным транспортом, 40% оказанных бытовых услуг населению. Весьма существенен их вклад в производство отдельных видов продукции пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Показатели деятельности отдельных индивидуальных предпринимателей (количество работающих по найму, оборот, производство и продажа товаров, объем оказанных услуг и т.п.) соизмеримы не только с малыми предприятиями - юридическими лицами, но и с крупными и средними предприятиями.

Кардинальные изменения структуры экономики, форм и видов деятельности хозяйствующих субъектов, интенсивность процесса преобразования крупных и средних малых предприятий в указанную группу хозяйствующих субъектов и обуславливают необходимость проведения переписи индивидуальных предпринимателей.

Отсутствие информации, адекватно отражающей деятельность индивидуальных предпринимателей, вызывает серьезные проблемы при составлении прогнозов развития и принятии эффективных управленческих решений на всех уровнях управления.

Примером этому служит информация о ситуации в такой отрасли, как торговля. В составе отраслей экономики торговля относится к числу основных по объему производимой добавленной стоимости, ее доля в ВВП России в 2004 г. составила 22%. В торговле осуществляют деятельность почти 48 тыс. крупных и средних организаций, более 400 тыс. малых предприятий, 6,2 тыс. розничных рынков с числом торговых мест на них более 950 тыс., 1,5 млн индивидуальных предпринимателей, торгующих товарами для населения. Роль отрасли в экономике страны в сочетании с числом и разнородностью занятых в ней хозяйствующих субъектов предъявляет особые требования к организации статистического наблюдения и качеству данных статистики внутренней торговли.

Между тем субъекты малого предпринимательства - малые предприятия и индивидуальные предприниматели формируют половину всего оборота внутренней торговли, а в розничной торговле еще около четверти оборота приходится на торговлю на рынках. По целому ряду субъектов РФ эта доля еще выше и в отдельных регионах достигает 90% и более.

В этих условиях результаты выборочного статистического наблюдения субъектов малого предпринимательства должны иметь высокую степень надежности, которая может быть достигнута на основе поддержания генеральной совокупности этих хозяйствующих субъектов в актуальном состоянии. Такую возможность представляет проведение экономической переписи, когда на основе сплошного обследования субъектов малого предпринимательства не только выверяется их список, но и собираются сведения об основных количественных характеристиках деятельности.

Учитывая пробелы, подлежащие заполнению, становится понятным, что экономическая перепись послужит основным источником детализированных сведений о российской экономике в целом, создавая важную информационную базу для планирования и осуществления статистических обследований в будущем.

Предлагаемая к проведению экономическая перепись в Российской Федерации сможет обеспечить адекватные сведения по всем организациям и структурным переменам в российской экономике.

Так, данные о численности работников, полученные по итогам переписи, будут использоваться как основа выборки для таких выборочных статистических наблюдений по статистике труда как: распределение численности работников по размерам заработной платы; затраты организаций на рабочую силу; заработная плата работников по профессиям, полу, возрасту, уровню образования, стажу работы; профессионально-квалификационный состав работников организаций; для уточнения методологии расчета совокупных затрат труда, баланса трудовых ресурсов, численности работников, фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций.

Система показателей, полученных в результате переписи субъектов, обеспечит комплексную характеристику основных ресурсов и финансово-экономических результатов их деятельности, позволит оценить вклад наблюдаемого сектора в макроэкономические показатели (так, при разработке системы показателей, ориентированной на проведение анализа, будет сохраняться комплексный подход и оценка с точки зрения экономического цикла: ресурсы - результат производства - эффективность).

В Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу для улучшения охвата, надежности и своевременности официальной статистической информации определено проведение переписей в сочетании с расширением в статистической практике применения выборочных методов наблюдения.

Таким образом, использование комбинированного метода статистического наблюдения (экономические переписи и выборочное наблюдение) во взаимосвязи с современной системой статистических показателей и информационных технологий даст возможность комплексно оценивать происходящие социально-экономические процессы, тенденции и перспективы их развития в Российской Федерации и ее регионах.

Важность экономической переписи для экономики страны и участников хозяйственной деятельности настолько высока, что во многих странах разработаны специальные законодательные меры для поддержания развития экономической статистики вообще и экономической переписи в частности. Законодательство в области экономической переписи в большинстве стран является неотъемлемой частью законодательства. Оно охватывает как административные вопросы, определяющие ведомство, ответственное за организацию переписи, так и источники финансирования переписи.

К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации нет полновесной системы правового регулирования государственной статистики, как это сделано в США. В частности, до сих пор государственная статистическая деятельность не имеет своего законодательного урегулирования на уровне закона.

Отсутствие Федерального закона в указанной области серьезно затрудняет проведение экономической переписи в Российской Федерации, по существу не позволяя проводить ее в обязательном порядке и в необходимом объеме.

В настоящее время завершается разработка проекта Федерального закона "Об официальном статистическом учете и государственной системе статистики в Российской Федерации", который будет внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ.

В связи с этим, поскольку проведение крупномасштабной Всероссийской экономической переписи непосредственно затрагивает права и интересы юридических и физических лиц, органов государственной власти, муниципальных органов, регулирование складывающихся общественных отношений, она должна иметь соответствующее нормативно-правовое обеспечение, которое будет осуществляться с помощью специального Федерального закона об экономической переписи, включающего разработку нормативно-правовой базы, обеспечивающей осуществление всех необходимых мероприятий, а также законодательно закрепленную обязанность респондентов предоставлять информацию, а органы государственной статистики - обеспечивать ее конфиденциальность.

Целью Федерального закона об экономической переписи явится создание правовой базы, которая позволит:

  • создать условия для проведения экономической переписи;
  • обеспечить методологическое единство проведения экономической переписи и формирование системы статистических показателей, адекватно отражающих процессы и явления в экономике;
  • обеспечить взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию информационных ресурсов об экономическом положении страны;
  • определить основы правового режима полученной информации, включая доступ.

Таким образом, проведение экономической переписи в Российской Федерации является на настоящий момент действием необходимым и своевременным, обусловленным объективным состоянием российской статистики, анализ которой показывает как необходимость восполнения недостающих данных о предприятиях России на этапе реформирования экономики, так и общую методологическую и организационную готовность Росстата к проведению такого крупномасштабного обследования.

В этой связи следует констатировать, что в 2006 г. Росстату предстоит провести Всероссийскую сельскохозяйственную перепись, а в 2008 г. планируется проведение Всероссийской экономической переписи, включающей обследование индивидуальных предпринимателей. Всероссийская экономическая перепись должна собрать информацию от всех идентифицируемых хозяйствующих субъектов, которые существуют в Российской Федерации.

В течение ряда лет материалы Всероссийской экономической переписи станут основой получения максимально подробной информации о составе и экономической структуре генеральной совокупности предприятий России. В последующем в течение ряда лет эта информация будет использована множеством ведомств для организации статистического наблюдения, анализа состояния, прогнозирования и эффективного управления процессами, происходящими в экономике России.

Кроме того, на основе данных переписи и на базе современных компьютерных технологий может быть разработана экономическая геоинформационная система России, позволяющая максимально эффективно использовать результаты переписи органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также всеми другими потребителями статистической информации. Включение в эту систему данных переписи населения позволит создать единый информационный фонд социально-экономического положения России.

Программа опубликования результатов Всероссийской экономической переписи будет базироваться на высказанных потребностях пользователей результатов переписи, выявленных в процессе различных консультаций, проводимых Росстатом (приоритет будет дан предоставлению результатов переписи средствам массовой информации, деловым ассоциациям и посредникам, которые способствовали усилению осведомленности о переписи и увеличению числа ответов в процессе сбора данных).

Правильная организация экономической переписи позволит получить данные о структурных изменениях основных изучаемых характеристик производства в новых экономических условиях, которые будут использоваться в качестве базисных величин при разработке оценок соответствующих показателей в межпереписной период; провести актуализацию генеральных совокупностей для организации выборочных обследований; расширить систему показателей статистического наблюдения и сформировать данные по малым административным образованиям.

Российская статистика стоит в данный момент на пороге кардинальных реформ. Предстоит определить методологию и уточнить нормативно-правовые аспекты гармонизации национальной статистической системы, согласовать параметры обмена данными между ЕС и Россией. Также потребуется оценить возможности отечественной статистики предоставлять качественную информацию об экономических реформах в России и возможные варианты развития партнерства с другими европейскими странами. Всему этому будет способствовать проведение Всероссийской экономической переписи.

В соответствии с вышеизложенным проведение экономических переписей является одной из приоритетных задач развития статистической деятельности Росстата.

В заключение необходимо отметить, что методологическое единство мировой статистики будет содействовать развитию международной интеграции и сотрудничества, эффективности использования имеющихся на мировом рынке инвестиций в интересах не только самого инвестора или инвестируемой экономики той или иной страны, но и мировых, международных интересов разных регионов и контингентов, способствовать рационализации использования запасов природных ресурсов мира, сохранения окружающей среды для настоящего и будущих поколений людей и выполнению других общемировых целей.

Соколин Владимир Леонидович. В 1971-89 гг. работал в ЦСУ СССР, где прошел трудовой путь от экономиста до заместителя начальника Управления баланса народного хозяйства. В 1989-92 гг. - заместитель начальника Управления статистики экономических показателей, финансов и цен; заместитель начальника Управления макроэкономической финансовой статистики Госкомстата СССР. В 1992-93 гг. занимал руководящие должности в Центре экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. В 1993 г. назначен заместителем председателя Госкомстата России, с 1996 г. - статс-секретарь - заместитель председателя Госкомстата России. В 1998 г. - председатель Госкомстата России. В 1999 г. назначен генеральным директором Российского статистического агентства. С 2000 г. - председатель Государственного комитета РФ по статистике. В 2004 г. назначен руководителем Федеральной службы государственной статистики. Является вице-председателем Статистической комиссии ООН.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100