Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1, 1999г

К вопросу об эффективности управления государственной собственностью в период выхода из кризиса

Курбатов Ю.А., Управляющий делами Совета Федерации РФ

Поступившая в Совет Федерации информация о конфликтной ситуации, связанной с начавшейся процедурой банкротства открытого акционерного общества "Красноярская угольная компания", более 70 процентов акций которой находятся в государственной собственности, отражает болевые точки всей экономики страны.

Из-за неплатежеспособности организаций и предприятий подобные ситуации назревают во многих регионах. Если не будут приняты чрезвычайные меры по погашению долгов, то волна судебных исков о банкротстве крупнейших предприятий породит новый раздел оставшейся государственной собственности.

В ходе приватизации государственная собственность перешла тем или иным способом в частные руки. Для многих регионов характерно положение, когда крупные, стратегически значимые как для регионов, так и для страны в целом предприятия выходят из-под контроля государства. Часто контроль над этими предприятиями оказывается в руках определенной группы лиц, имеющих гораздо меньший пакет акций, чем государство. Нередко управление крупными предприятиями, вся их хозяйственная деятельность ведутся через посреднические фирмы, которые создаются криминальными элементами или руководящими работниками акционерных обществ из своих родственников и знакомых.

Естественно, что в этих условиях промышленный комплекс работает на узкую группу лиц, федеральный и региональные бюджеты теряют колоссальные суммы, рабочие месяцами не получают заработную плату.

Главнейший вопрос использования государственной собственности на благо всего общества - создание эффективной системы управления ею. Не секрет, что сегодня такая система практически отсутствует. Более того, система управления государственными пакетами акций акционерных обществ рассматривается только с точки зрения получения дивидендов. Государственный контроль за предприятиями через эффективное управление пакетами акций крайне слаб.

Сложилась порочная практика, когда одни и те же представители Министерства финансов, Министерства государственного имущества, Министерства экономики и других федеральных ведомств являются представителями государства одновременно в 10-15 акционерных обществах. В этих условиях ни о какой эффективности использования государственной собственности не может быть и речи. Порой представители государства не успевают физически присутствовать на всех заседаниях органов управления крупнейших акционерных обществ страны, не говоря уж о том,чтоьбы эффективно влиять на их деятельность. Немало пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, вообще никем не управляются, так как в акционерные общества своевременно не назначаются представители интересов государства.

Нередко такое вопиющее положение объясняется отсутствием правовой базы регулирующей управление объектами федеральной собственности и их использование.

Тем не менее необходимо полнее использовать имеющиеся нормативные акты. Начнем хотя бы с того, что Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года №1200"О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" представителями государства в органах управления акционерных обществ могут на основании решений Президента, Правительства Российской Федерации или соответствующих федеральных органов исполнительной власти назначаться государственные служащие.

Иные граждане Российской Федерации (за исключением избранных в представительные органы государственной власти, либо местного самоуправления) могут представлять интересы государства в акционерных обществах на основании договоров, заключаемых с Министерством государственного имущества, которые необходимо зарегистрировать в органах юстиции.

Эти договора должны содержать: положения о правах и обязанностях представителей государства, размер получаемого ими вознаграждения, условия материальной ответственности за нарушение условий договора на представление интересов государства.

Было принято постановление Правительства Российской Федерации,утвердившее порядок и форму отчетности представителей государства в органах управления акционерных обществ. В частности, предусмотрено, представлять отчет два раза в год - в течение месяца после окончания полугодия и года в орган, назначивший представителя государства в орган управления акционерного общества или заключивший с ним договор. К отчету должен прилагаться баланс акционерного общества за соответствующий период.

Кроме того, представитель государства в органе управления акционерного общества должен ежегодно направлять в Министерство государственного имущества и соответствующий отраслевой федеральный орган исполнительной власти доклад об организационной и финансово-хозяйственной деятельности этого общества.

Тогда же, в октябре 1994 было принято постановлние Правительства "О мерах по учету интересов субъектовРоссийской Федерации при управлении объектами федеральной собственности", в котором Мингосимуществу и Российскому фонду федерального имущества было предложено включать в число представителей государства в органах управления акционерных обществ должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых размещаются соответствующие предприятия, либо по согласованию с этими органами иных граждан.

Далее, постановлением Правительства от 21 мая 1996 №625 "Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности" был утвержден примерный договор на представление интересов государства в акционерных обществах, а также порядок его заключения и регистрации. Этим постановлением Министерству финансов было поручено определить источники финансирования компенсации затрат и выплаты вознаграждения гражданам России, представляющим в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ.

Постановлением Правительства от 30 июня 1998г. №685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" установлено, что финансирование расходов, связанных с деятельностью по управлению находящимися в федеральной собственности акциями, осуществляется Министерством финансов по фактическим затратам на эти цели в размере не более 10 процентов поступивших в федеральный бюджет дивидендов по этим акциям.

В июле 1998 года Правительство Российской Федерации утвердило Положение об учете федерального имущества и ведении его реестра. Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать соответствующие положения об учете и ведении реестров государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.

Большая работа по налаживанию управления государственной собственностью ведется Мингосимуществом, Минфином и другими министерствами и ведомствами, региональными органами власти.

Следует отметить, что законодательная база, регулирующая вопросы управления государственным имуществом, постоянно совершенствуется. Так, в ноябре 1998г. Совет Федерации одобрил Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", в котором законодательно определяется порядок участия представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления открытых акционерных обществ. Однако Президент Российской Федерации отклонил данный закон из-за противоречия отдельных его положений Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Однако, поскольку вопрос об эффективной организации управления, государственной собственностью, над ней и ее инспектирования для обеспечения максимальной выгоды от ее использования очень важен, Президентом Российской Федерации в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу новый вариант проекта закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"

К сожалению, даже имеющаяся нормативно-правовая база не используется в полной мере, это приводит к тому, что функции по управлению всем имущественным комплексом предприятий концентрируются в руках отдельных групп акционеров, поставивших своей целью извлечение максимальной выгоды от работы акционерных обществ.

В сентябре 1999г. "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации". Это многоплановый документ, которым определены цели, задачи, приоритеты и механизмы, управления государственным имуществом. (Подробнее об этом постановлении - смотрите в других материалах журнала).

Отчеты Счетной палаты Российской Федерации о проверке деятельности Российского фонда федерального имущества и Мингосимущества по обеспечению доходов федерального бюджета от управления, объектами федеральной собственности, их использования и продажи свидетельствуют о большом количестве нарушений действующего законодательства.

Также и нарушения условий покупки пакетов акций с выполнением инвестиционных требований, как неполное или несвоевременное внесение инвестиций покупателем, перепродажа акций до полного выполнения инвестиционных условий, подмена целевого безвозмездного финансирования инвестиционной программы предоставлением эмитенту неликвидных долговых обязательств (векселей) и коммерческих кредитов, передача прав третьим лицам, направление всей суммы инвестиций на погашение задолженности эмитента перед федеральным бюджетом дают основания для предъявления исков о расторжении сделок приватизации государственного имущества.

Однако органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня прибегают к этой мере лишь тогда, когда ситуация на том или ином предприятии приобретает кризисный характер. Правительство не решает проблемы передачи в управление регионам пакетов акций предприятий, находящихся в федеральной собственности, не принимает действенных мер по защите от банкротства стратегически важных предприятий, по ликвидации задолженности федерального бюджета перед предприятиями, особенно перед предприятиями оборонного комплекса.

Вопросы эффективного управления государственной собственностью в период выхода из кризиса неоднократно поднимались как на заседаниях Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики, так и на заседаниях палаты. Многими представителями этого государственного органа высказывается мнение о необходимости провести совместное расширенное заседание коллегий Министерства государственного имущества Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по вопросу: Об управлении государственной собственностью для стабилизации экономического положения в регионах, пригласив на это заседание членов Совета Федерации представителей всех заинтересованных сторон.

Рекомендации такого заседания, поддержанные членами Совета Федерации, могли бы явиться основой для оперативной проработки законодательных инициатив Правительства Российской Федерации по проблемам более эффективного управления государственной собственностью.

Нерешенной проблемой на сегодня остается подготовка специалистов по представлению интересов государства в акционерных обществах. Такие специалисты могли бы квалифицированно противостоять представителям частного сектора в акционерных обществах и проводить государственную политику на предприятиях.