написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (22) Март 2005г

Инвестиции, рыночные механизмы и государственное регулирование

Сигуткин А.А., первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне

Инвестиции, т.е. эффективные вложения финансовых и иных ресурсов, являются одним из определяющих факторов стабильного функционирования и прогрессивного развития экономики любой страны.

Инвестиции подразделяются на внутренние и внешние, т.е. на осуществляемые самим хозяйствующим субъектом и на осуществляемые внешним инвестором.

Внешние инвестиции играют чрезвычайно значительную роль в связи с тем, что внешний инвестор, заинтересованный в отдаче от вкладываемых средств, является наиболее придирчивым и дотошным ревизором.

Принимая решение об инвестировании, он ориентируется на инвестиционный рейтинг объекта инвестирования, эффективность и прозрачность его деятельности, устойчивость и конкурентоспособность, реальную способность освоения и отдачи от инвестиций, чистоту и солидность корпоративной и кредитной истории и ряд иных параметров.

Это повышает требования к объекту внешнего инвестирования, что влечёт повышение уровня и корпоративной культуры его деятельности. Именно поэтому внешние (в том числе зарубежные) инвестиции способствуют большой цивилизованности рынка и экономики в целом. Чем выше их уровень, тем с большим основанием экономика может быть признана рыночной. И наоборот, низкий уровень внешних инвестиций - свидетельство неблагополучия рыночных условий.

Практика показывает, что законодательство страны может идеально декларировать совокупность рыночных условий инвестиционной деятельности и гарантий. Но если правовое поле и правоприменительная практика лишены реальных механизмов осуществления этих условий, это порождает потемкинские деревни, за фасадом которых формируется весьма специфический «рынок».

Анализ инвестиционных условий в некоторых регионах и областях хозяйствования свидетельствует как раз о наличии такого «рынка».

На внешнего инвестора смотрят как на врага, пришедшего грабить «чужую» территорию, либо как на дойную корову, с которой можно и должно получить все, «навешивая» на инвестора самые абсурдные требования.

Если же инвестор окажется не настолько наивно верящим в закон и справедливость и не отступит, ему дают понять, что удовлетворение требований «уполномоченных структур» или «консультантов» есть непременное условие объективности и достаточности рассмотрения предложений инвестора и решения его проблем, в том числе на «аукционах» и «конкурсах».Что касается этих «требований», то они не только на порядки ниже ранее выдвигавшихся, но часто не соответствуют элементарным интересам государства, общества, да и самого объекта инвестирования.

Нередко «интересы сторон» удовлетворяются в значительной степени на ранних этапах «инвестиционной деятельности» и поэтому дальнейшее развитие событий сторонам уже мало интересно.

Вышесказанное не пародия, но, увы, жесткая реальность, резко минимизирующая объемы внешних инвестиций и их эффективность. Особенно это сказывается на количестве и качестве стратегических инвесторов, значение которых сопоставимо с наличием высокопрофессиональных лоцманов в мире бизнеса. Именно здесь во весь рост встает вопрос о рыночных механизмах и государственном регулировании. Следует сказать, что так называемые «либеральные экономисты», а вернее, праворадикальные экономисты, навязали России понятийный аппарат, согласно которому государственное регулирование и рыночные механизмы являются антагонистами и первое должно неуклонно снижаться в пользу второго. И это совсем не безобидное отстаивание определенной системы экономических взглядов.

Закрепление этой системы в законодательстве, правовом поле, правоприменительной практике и в образовательной системе в качестве априорно непогрешимой наносит огромный вред экономике страны, гражданам и обществу.

Как и всякая крайность, данная система взглядов отвергает научный подход и практику рыночной экономики, в которых рыночные механизмы рассматриваются как строго сбалансированная часть государственного регулирования экономики. Ведь государственное регулирование прежде всего заключается в построении закрепленной действующим законодательством правовой среды, которая определяет функционирование и развитие всех сфер жизнедеятельности общества: экономической, социальной и политической. Именно эта среда определяет и функционирование и развитие рыночных механизмов как неотъемлемой и неразрывной части всей системы регулирования.

Праворадикальные экономисты смешивают такие принципиально разные понятия, как неоправданное администрирование и необоснованные ограничения, накладываемые органами государственной власти, и государственное регулирование. Каждый этап и уровень развития социально-экономической и политической государственной системы требует четко сбалансированной, адекватной системы жестких и мягких регуляторов, обеспечивающих баланс интересов государства, общества, граждан и бизнеса, паритетность, согласованность и конструктивность их деятельности.

Инвестиции (и в первую очередь зарубежные) приходят не туда, где декларируется демократия, но туда, где государственными регуляторами жестко определены границы влияния власти, бизнеса, общества и граждан, где они обязаны содействоватьпозитивным экономическим и социальным процессам и четко соблюдаютэти обязанности, где интересы общества, граждан и бизнеса предсказуемы, определяемы, сбалансированы и строго соблюдаются, чем гарантируется политическая и социальная стабильность, где бизнес огражден от политической, национальной или религиозной окраски и влияния. Именно это и есть истинная, практическая демократия, обеспечиваемая жестким государственным регулированием.

При этом строго дозированные, обоснованные необходимостью преференции для инвесторов осуществляются за счет компромисса и все того же баланса интересов бизнеса, общества и граждан, а не за счет интересов граждан, что является нередкой практикой.

Обобщая сказанное, следует признать, что адекватное потребностям российской экономики инвестирование напрямую зависит от способности государственной власти обеспечить формирование и реализацию долговременной стратегии и тактики государственного регулирования.

В рамках такого регулирования государственная власть обязана:

  • законодательно нормировать и обеспечить реальное соблюдение необходимых условий функционирования и развития всех эффективных рыночных механизмов;
  • исключить давление на экономику госмонополий и вертикально- интегрированных олигархических и транснациональных компаний, не допускать подавления конкуренции;
  • обеспечить опережающие темпы развития малого и среднего бизнеса, стимулировать интеграционные процессы научно-технологического и производственного отраслевого сотрудничества различных форм и видов бизнеса;
  • обеспечить условия, при которых важнейшими приоритетами государства станут развитие фундаментальной, прикладной науки и образования, интенсивное развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей, эффективное и ответственное использование природных и иных ресурсов страны;
  • исключить барьерные функции таможенной, налоговой и экспортно- импортной политики, превратив их в стимуляторы наиболее интенсивного перевооружения и развития российской экономики;
  • максимально снизить законодательные и исключить не установленные законом разрешительные и запретительные функции органов государственной власти;
  • обеспечить все принятые и вновь разрабатываемые законодательные акты механизмами их реализации, в рамках которых должен неукоснительно соблюдаться баланс прав, обязанностей, ответственности и контроля в деятельности органов власти, баланс интересов граждан, общества, бизнеса и государства;
  • обеспечить жесткий и бескомпромиссный контроль за соблюдением всех законодательных норм и использование действенных мер пресечения их нарушений;
  • ввести комплекс различных стимулов, в том числе моральных для эффективных инвесторов.

Следует оговориться, что данный перечень составляющих государственной инвестиционной политики не является исчерпывающим, но вышеизложенное позволяет понять общую стратегию и направленность такой политики.

Нет необходимости повторять общеизвестную истину, что без государственного регулирования бизнес никогда не будет соблюдать условия цивилизованного рынка, который быстро может превратиться в хаос, где будут править только сила и деньги.

Государство и государственная власть как раз и необходимы, чтобы создать ту разницу потенциалов, которая формирует из броуновского хаотического движения бизнес-частиц упорядоченное позитивное движение и развитие бизнеса, обеспечивающее общий вектор развития экономики и баланс интересов. Наряду с условиями, способствующими формированию общегосударственной благоприятной инвестиционной среды, существуют требования к локальной инвестиционной среде, которые по-своему не менее важны и способствуют более ускоренному достижению поставленных целей.

Речь идет о создании технолого-экономических зон, технопарков, технополисов, в которых возможно сосредоточить высококвалифицированный персонал, соответствующее оборудование и технологии, создать всю необходимую инфраструктуру, обеспечить благоприятные экономические условия.

Огромную роль играет не только техническая, но и общая культура, нацеленность на решение серьезнейших научно-технических и производственных задач, на формирование единых по духу и уровню интеллектуальных сообществ, для которых высокий результат уже есть стимул и награда. Именно то, что мы видим в Новосибирском академгородке, МГУ, Гарварде, Оксфорде и т.д.

Для инвесторов, и в первую очередь стратегических, это наивысший показатель готовности к инвестициям, способности реализовать инвестиционную программу и пойти значительно дальше. Когда мы говорим об инвестиционном рейтинге России, ее имидже, необходимо понимать, что уровень общей культуры, воспитания граждан, формирующий среду общения, взаимодействия, не менее важен, чем профессионализм и иные условия.

Формирование высокого уровня общечеловеческой культуры в стране, толерантности, духовности и благоприятного отношения к тем, кто искренне стремится помочь, а тем более стать частью нашей культуры и духовности - путь, который реально создает высокий имидж и инвестиционный рейтинг. Именно это рождает не просто инвесторов или стратегических инвесторов, но и спонсоров, меценатов с большой буквы, способных вкладывать и созидать не ради прибыли, но ради духовности и культуры, способных стать истинными патриотами нашей страны, защищать ее интересы во всем мире. Недаром говорится, что один, кто искренне верит, дороже тысяч, славословящих за деньги. Другого пути создать благоприятный имидж России (внутри и за рубежом) просто не существует.

К перечисленному вплотную примыкает требование эффективности деятельности органов власти и силовых структур по защите интересов и жизни инвесторов. Здесь проблема не только в исполнении законов, но и в гибком формировании механизмов и подходов с участием самих инвесторов. Взаимопонимание и взаимодействие могут дать совершенно неординарные, позитивные результаты.

Сигуткин Алексей Алексеевич. Служил в Воздушно-десантных войсках, был начальником штаба дивизии, заместителем командующего Воздушно-десантных войск по боевой подготовке. Генерал-лейтенант запаса. В 2001-03 гг. - советник Министра внутренних дел Российской Федерации. С 2003 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ. Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по обороне, председатель подкомитета по вопросам обороноспособности, военного строительства, деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований, финансовых расходов на оборону, военно-технической политики и функционирования оборонно-промышленного комплекса. Сопредседатель Комиссии Государственной Думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Член Постоянной комиссии Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100