Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (22) Март 2005г

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

В новый год мы вступили в спорах как в высших эшелонах власти, так и в обществе по ключевым вопросам развития экономики.

Монетизация льгот, межбюджетные отношения, возможность «вывода на свет» нарушений в области приватизации и налогообложения за прошлые годы, роль крупного бизнеса, иностранных инвестиций, государственного регулирования, промышленная политика, использование стабилизационного фонда, темпы экономического развития, необходимость дальнейших структурных изменений в экономике… Этот список можно продолжать и продолжать. Дополнительную остроту спорам придает изменение ситуации на Украине, которая в ближайшее время ожидает масштабные инвестиции и ориентируется на сотрудничество с Западом.

Мнения поляризуются, каждая точка зрения может выглядеть убедительной. Но мы не можем «сидеть одновременно на всех стульях», необходимо выработать взвешенную, оптимальную стратегию и направить на ее реализацию все силы.

Для выбора такой стратегии не обходимо установить базовые отправные точки каковы возможность и особенности нашей страны, каковы наши цели и приоритеты. К сожалению, изза расплывчатости имен но этих позиций возникает несогласованность действий различных властных структур, происходят неоправданные колебания курса, вводятся в заблуждение и чиновники, и участники рынка.

Представляется, что выработка оптимальной государственной экономической политики невозможна без учета всей полноты традиций устройства национальной экономики, уклада жизни, государственного управления. Но, возможно, в первую очередь, выработка такой политики невозможна без учета духовной составляющей, которая, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на диапазон возможных «моделей развития», с другой стороны, содержит огромный внутренний потенциал для решения стоящих перед страной проблем.

Особенностью России является то, что она как государство не может существовать, не основываясь на твердом фундаменте духовного единства. Такова ее историческая судьба, доказанная временем.

Принимая, что в основе многих предложений лежат благонамеренные и здравые идеи, даже успешно апробированные в других странах, нельзя не учитывать, что умаление внутреннего, религиозного, духовнонравственного начала русской государственности в угоду ее внешнему могуществу и блеску не раз приводило к катастрофам.

Необходимо выбирать такие экономические методы, оказывать поддержку таким укладам жизни, формам организации бизнеса, стимуляции экономической активности людей, которые согласуются с нравственными, культурными, духовными традициями.

Наверное, это как раз то, чего не было сделано за годы реформ.

В ходе приватизации начала 90-х ставилась задача раздать в частные руки, пусть задешево и с нарушениями, государственную собственность, с эффективным управлением которой государство не справлялось, приэтом также стояла задача создать опору новому строю в виде частных собственников. В качестве примера приводились другие страны. Но у нас — не сработало. Население осталось в итоге безучастным и почувствовало себя обманутым. Много отрасли экономики оказались разрушенными.

Новые олигархи приписали свое обогащение своим исключительным талантам и в большинстве своем стали «космополитами». Экономические последствия для населения не были просчитаны. Падение уровня доходов госслужащих, работников правоохранительной сферы, социальные проблемы, отсутствие идеологической программы развития страны — все это привело к потере квалифицированных кадров, коррупции, росту преступности.

На те же «грабли» мы много раз наступали за 20 долгих лет реформ.

До последнего времени, и мы видим это на примере реализации закона 122-ФЗ, социальные последствия важных экономических преобразований не просчитываются должным образом.

Сейчас становится уже ясным, что прежние методы политики ведут в тупик. Одним стимулированием «экономического интереса» и карательными мерами привести страну к процветанию невозможно. Тем более что засилье идеологии власти денег, потребительства, ориентации на системы чуждых стран, религий и общественных укладов ведет к нигилизму, подрыву общественных институтов, разобщенности людей.

Люди перестают верить, что государство работает в их интересах, что экономические преобразования нацелены на улучшение их жизни, соответственно, они не хотят помогать такому государству, служить ему, выполнять устанавливаемые им законы, платить налоги. А слабое государство ограничено в своих возможностях. Получается замкнутый круг.

Чтобы разорвать его, необходимо:

Во-первых, признать неправду в той политике, которая проводилась. Например, когда в Москве в самом удаленном от центра районе квадратный метр жилья стоит более 1500 долларов, что совершенно недоступно для подавляющего большинства москвичей, — это нельзя назвать результатом экономической политики, направленной на повышение благосостояния жителей. Принятый пакет законов по обеспечению доступности жилья не дает пока четких, понятных людям ориентиров — когда и насколько цены понизятся (или когда достаточно повысятся зарплаты).

Во-вторых, государство должно первым подать пример и непреложно требовать от всех безукоснительного исполнения законов. Пренебрежение к законам по причине сиюминутной «целесообразности», безвольности (или заинтересованности отдельных структур) зачастую демонстрирует само государство. Примером такого положения дел является ситуация с правовым положением памятников истории и культуры, чему мы уделяем внимание в этом номере журнала.

Конечно, законы должны быть разумными, чтобы можно было работать в их рамках.

В-третьих, базировать экономическую политику на «человеческом измерении» — каждое решение просчитывать — для скольких людей, насколько оно улучшит жизнь. Иначе и далее богатые будут богатеть, бедные беднеть, а на государственную службу не будут приходить, чтобы именно «служить».

В-четвертых, нужно вернуться к формированию пригодных для нашей страны укладов жизни и предпринимательской деятельности, ориентации на наши культурные, духовные ценности, традиции общинной жизни, когда люди помогали друг другу, отвечали друг за друга, видели смысл своей жизни в служении своей семье, своей деревне, своему городу, своей стране. Без опоры на традиционные религии, в первую очередь Православие, невозможно будет преодолеть инерцию негатива, накопленного за долгие годы.

Сегодняшняя политика государства развернута в нужную сторону, осталось добиться ее практической реализации. 21 января этого года в выступлении на коллегии Генеральной прокуратуры России Президент Владимир Путин отметил: «в современном обществе, в современном государстве — во всяком случае, в таком, которое рассчитывает на будущее и хочет иметь это будущее, — главным приоритетом и главной фигурой является гражданин, человек абсолютно раскрепощенный и свободный — вне зависимости от того, где он живет и чем занимается, человек, который чувствует в себе силы реализовать свои самые лучшие качества, человек, который свободен, но в то же время уверен в том числе в крепости государственных институтов».

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков