написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

Новый статус таможни: преобразования и перспективы

Жерихов А.Е., руководитель Федеральной таможенной службы

В государственном реестре юридических лиц 9 сентября 2004 г. появилась Федеральная таможенная служба России (ФТС). Таким образом был завершен процесс преобразования Государственного таможенного комитета, начатый в рамках административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314.

В соответствии с трехзвенной структурой органов исполнительной власти ФТС находится в общем ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, а в части взимания таможенных платежей и порядка определения таможенной стоимости подведомственна Министерству финансов РФ, что отражено в Положениях об этих ведомствах.

Многие обратили внимание на тот факт, что реорганизация таможенной службы затянулась, произошла позже других ведомств. На то были серьезные правовые основания. В соответствии со ст. 26 Указа № 314 его вступление в силу в отношении ФТС было отложено до внесения изменений в соответствующие федеральные законы. Необходимо было подготовить и принять поправки в Таможенный кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ, Закон о службе в таможенных органах, Закон о валютном регулировании и валютном контроле, о Государственной границе РФ и еще в ряд законов.

Федеральный закон № 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" закрепил все изменения, связанные с реформированием Государственного таможенного комитета.

Что касается ТК РФ, то изменения (их более 80) коснулись тех статей, которые содержали отсылочные нормы к актам федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Теперь в каждой такой статье четко указано, за что отвечает федеральное министерство, а за что - федеральная служба. Имеется и такая формулировка - федеральная служба по согласованию с федеральным министерством.

Ранее принятые и уже применяемые нормативные акты ГТК России, согласно закону № 58-ФЗ, считаются действующими до тех пор, пока Правительство РФ или федеральное министерство не примут решение о том, что они утратили силу, либо пока по этому вопросу не будет принят новый нормативный акт. Срок действия данной статьи не ограничен.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.04 № 429 утверждено Положение о ФТС. Предельная численность работников центрального аппарата ФТС России установлена в количестве 1882 единицы, работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов - 60 652 единицы. В структуре центрального аппарата действуют 8 главных управлений (в ГТК России было 9) и 13 управлений (в ГТК было 17 управлений и служб).

В Положении закреплены полномочия ФТС России и вопросы организации ее деятельности. ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенные законодательством РФ к ведению таможенных органов.

Согласно Положению, ФТС, в частности:

  • взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность исчисления и своевременность их уплаты, принимает меры по их принудительному взысканию;
  • осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;
  • принимает решение о классификации товаров, меры, связанные с приостановлением выпуска товаров в целях защиты прав интеллектуальной собственности;
  • осуществляет ведение разнообразных реестров;
  • ведет статистику внешней торговли;
  • информирует и консультирует в области таможенного дела;
  • осуществляет функции валютного контроля;
  • осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
  • осуществляет оперативно-розыскную деятельность;
  • осуществляет функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;
  • осуществляет реализацию программ развития таможенного дела в Российской Федерации, а также имеет ряд других полномочий.

Принципиально важно, и в Положении это специально оговорено, что ФТС не имеет права осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование.

Из вышесказанного следует, что преобразование ГТК России в ФТС - это не автоматический переход, а приобретение службой нового статуса, хотя основные, фундаментальные функции, закрепленные за таможенной службой ТК РФ остаются.

Неизменными остаются стратегические цели и приоритетные направления деятельности таможенной службы, отраженные в Целевой программе развития таможенной службы РФ на 2004-08 гг., принятой в феврале 2004 г.

Утвержденный правительством численный состав, структура таможенных органов, правомочия ФТС России позволяют выполнять и стоящие перед службой задачи, которые из года в год усложняются.

Проектом бюджета на 2005 г. таможне установлено беспрецедентно высокое задание - 1,3 трлн руб. Это почти на 50% выше задания 2004 г. Уверенность в том, что таможня справится с этой планкой, базируется не на прогнозе цен на нефть, а на тех резервах, которые существуют в деятельности таможенной службы, и новых, современных формах организации таможенного контроля и таможенного оформления, таких как улучшение качества таможенного администрирования, работа на основе системы анализа и управления рисками, широкое внедрение электронного декларирования, передовых таможенных и информационных технологий. Третье Всероссийское совещание руководителей таможенных органов в феврале 2004 г. утвердило ориентиры, на которые ФТС России должна выйти к 2008 г. Это сокращение досмотра товаров до 10% при импорте и до 8% - при экспорте; сокращение таможенного оформления в пунктах пропуска через границу до 10 мин, при декларировании товаров внутри страны - до суток.

С 01.01.04 таможня работает по новому ТК РФ. Это основа правовой системы таможенного регулирования в нашей стране. Новый кодекс установил принципиально иные правоотношения между таможней и бизнесом. Его философия нацелена на создание прозрачности в отношениях между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), на упрощение и резкое ускорение таможенных процедур в целях содействия внешней торговле.

С полным основанием можно сказать, что сегодня российское таможенное законодательство является одним из самых передовых в мире, и с этой точки зрения Россия вполне готова к вступлению в ВТО. Наш ТК РФ в максимальной степени базируется на положениях Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, на положениях международных договоров в рамках Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций. В новом кодексе заложено максимально возможное количество норм прямого действия, что кардинально укрощает "чиновничий пыл" в сфере нормотворчества и резко сужает возможности для субъективного толкования закона.

Должен сказать, что несмотря на трудности, связанные с новыми условиями работы, с новой законодательной средой, сотрудники таможенных органов обеспечили плавный и незаметный для участников ВЭД переход на работу по новому ТК РФ. Его введение вопреки прогнозам некоторых аналитиков не только не повлекло за собой никаких негативных последствий, но и способствовало расширению торговли и росту сбора платежей.

Практика применения ТК РФ в течение 10 месяцев текущего года показала его высокую эффективность и работоспособность. Это подтвердили и участники парламентских слушаний, посвященных результатам введения кодекса, которые состоялись в Государственной Думе ФС РФ в конце октября.

Почти 100% товаров и транспортных средств оформляются в предусмотренные ТК РФ 3 дня. Применение элементов системы анализа и управления рисками, отказ от тотального контроля позволили увеличить и товарооборот, и объемы платежей в бюджет.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в I полугодии 2004 г. был почти на 25% выше, чем в I полугодии 2003 г. Постоянно увеличиваются стоимостные объемы не только экспорта, но и импорта (в первой половине 2004 г. - на 31% больше, чем за тот же период 2003 г.). За 10 месяцев текущего года поступление импортных таможенных платежей составило 447 812,3 млн руб. (15 479,17 млн долл.), тогда как за тот же период 2003 г. - 375 023,27 млн руб. (12 136,68 млн долл.) Примерно на 14% в месяц растет количество принятых грузовых таможенных деклараций. Переход от тотального таможенного контроля, требующего гигантских затрат сил и средств, к работе по системе анализа и управления рисками уже позволил сократить число таможенных досмотров на этапе выпуска товаров в среднем с 95% до 60%.

С учетом этого резко повышается роль пост-аудита, который выражается в создании стройной системы контроля после выпуска товаров. Разрабатываются предписания, методики, устанавливающие порядок выбора товаров, внешнеторговых сделок, а также участников ВЭД, подлежащих проверке на основании системы анализа рисков. Тщательно планируются ревизии, при которых учитываются хозяйственно-экономическая деятельность участника ВЭД, его таможенная и налоговая история, репутация, оформляемая им номенклатура товаров, объем сделок, а также целых ряд других факторов. Проведению ревизий предшествует предварительная работа по анализу электронных баз данных. При разработке этой системы широко используется мировой опыт таможенных служб, накопленный десятилетиями. Таможня не собирается вмешиваться в повседневную хозяйственную деятельность компаний. Проверки добропорядочных участников ВЭД могут происходить "заочно", только с помощью анализа документов, но нарушители законодательства почувствуют себя неуютно перед таможенными и налоговыми органами.

Новый ТК РФ создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров и транспортных средств. До конца текущего года 8 таможенных постов Центрального региона будут работать по электронной форме декларирования, в следующем году еще 25 таможенных постов подключатся к этой системе. Около 100 крупных участников ВЭД уже используют эту прогрессивную технологию, позволяющую резко ускорить процесс таможенного оформления, кардинально сократить бумажный оборот, избежать непосредственного контакта таможенника и импортера.

Электронный документооборот используется и в таких современных проектах таможни, как "зеленый коридор" на границе с Финляндией, "Калининградский транзит", введенный 01.05.04 после расширения ЕС.

В предстоящие годы развитие информационных таможенных технологий останется приоритетным направлением в работе ФТС как один из главных способов выстраивания прозрачных, понятных, современных взаимоотношений между торговлей и таможней.

Но упрощение и ускорение таможенных процедур, которые в этом году почувствовали законопослушные участники ВЭД, вовсе не означает ослабление контроля за перемещением товаров. Вызов, брошенный мировому сообществу международным терроризмом, разветвленная сеть международного наркобизнеса, заставляют российскую таможню работать на опережение. В условиях либерализации внешней торговли значительно повышается роль оперативно-розыскной деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере.

В настоящее время более 70% таможенных преступлений выявляется с помощью оперативно-розыскной деятельности. Это в 1,5 раза больше, чем в 2003 г. За 9 месяцев 2004 г. в результате оперативно-розыскных мероприятий правоохранительных подразделений таможенных органов сумма наложенных штрафных санкций по фактам нарушения таможенного законодательства составила более 2,4 млрд руб., а стоимость обращенных в федеральную собственность товаров и средств правонарушений - свыше 840 млн руб. Предотвращено незаконное перемещение 19 кг полудрагоценных камней, более 255 кг янтаря, 450 предметов, представляющих культурную или историческую ценность, изъято более 3 тыс. редких объектов флоры и фауны.

Особое внимание правоохранительных подразделений таможенной службы сосредоточено на выявлении и пресечении контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения. С начала этого года российские таможенники изъяли 6 т наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 550 кг героина, около 30 кг кокаина, почти 1,5 т марихуаны. Всего за 9 месяцев 2004 г. по фактам контрабанды и нарушений таможенного законодательства возбуждено около 1700 уголовных дел, более 56 тыс. дел об административных правонарушениях.

Словом, изменение статуса службы - не есть изменение приоритетов в ее деятельности.

Главными из них по-прежнему остаются: всемерное содействие развитию торговли, пополнение доходов федерального бюджета, повышение качества организации таможенного контроля, установление партнерских взаимоотношений с бизнесом, обустройство таможенных границ, унификация тарифов и таможенного законодательства на просторах бывшего СССР.

Новый ТК РФ, заложивший основы работы в соответствии с нормами международного права, создание системы современного таможенного администрирования, модернизация системы таможенных органов и оптимизация ее структурно-функциональной модели в рамках административной реформы - все эти факторы, безусловно, создают надежные предпосылки для эффективной деятельности таможни по решению перечисленных задач, привлечению в экономику России новых инвестиций, обеспечению экономической безопасности страны.

Жерихов Александр Егорович. До прихода на службу в таможенные органы состоял на административной и дипломатической работе. В таможенных органах с 1991 г., занимал должности начальника таможенного поста, начальника таможни, первого заместителя начальника Московского таможенного управления, первого заместителя начальника Центрального таможенного управления, начальника Центрального таможенного управления. В 2003 г. назначен заместителем Председателя ГТК России. С 2004 г. - руководитель Федеральной таможенной службы. Генерал-полковник таможенной службы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100