написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

Стратегия конкурентоспособности России

Юргенс И.Ю., вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Вопрос о цене интеграции в мировую экономику остро стоит перед политической и бизнес-элитой России. Вопрос этот труден. С одной стороны, российская экономика не может бесконечно эксплуатировать ставшие привычными способы обеспечения экономической и социальной стабильности, работавшие после 1998 г. С другой стороны, неопределенность во внешнем мире создает дополнительную нагрузку на российские предприятия без видимых источников компенсации этой нагрузки.

Безусловно, экономическая динамика будет, прежде всего, определяться активной ролью государства и системообразующего бизнеса в развитии условий конкурентоспособности, которые были бы адекватны объективной расстановке сил и оказались бы на уровне других стран по защите своего бизнеса.

В сегодняшней ситуации принципиально важным является определение общего маршрута движения.

Предыдущий этап реформ в России заключался в создании и развитии конкурентной среды. Такой подход был адекватен начальному этапу становления рыночной экономики в 1990-е гг. Но в новых условиях, при многовекторной и ускоренной интеграции России в систему мирового разделения труда внутренняя конкуренция перестает быть главным фактором, работающим на устойчивый рост национальной экономики. Более того, нарочитое развитие конкуренции на внутреннем рынке чревато риском утраты российскими компаниями конкурентных позиций и снижением уровня жизни населения.

После кризиса 1998 г. при государственном регулировании, медленном выбытии устаревших технологий, заниженной оценке реальной потребности в обновлении производственных фондов, низком уровне заработной платы на производстве российские компании успешно конкурируют с иностранными товарами только при сохранении заниженного курса рубля и лишь в нижних ценовых диапазонах рынков.

Однако в ходе интеграции в мировую экономику сближение российских цен с ценами развитых экономик неизбежно. Возникает ситуация ножниц, при которой рост издержек происходит темпами, опережающими нарастание компенсирующего эффекта традиционными методами.

Цены внутреннего рынка на готовые товары, для производства которых используется внутреннее сырье, определяются низким платежеспособным спросом и возрастающим давлением импорта. Это обусловливает высокий уровень "сырьевых" издержек в цене российских товаров. Инновационный фактор не играет значительной роли в снижении уровня этих затрат.

Амортизационные отчисления в 4% при отсутствии банковского кредита и средств с фондового рынка приводят к тому, что единственным источником средств для обновления основных фондов является собственная прибыль компаний. Однако режим самофинансирования при масштабном обновлении фондов нигде в мире не считается достаточным условием для проведения модернизации производственных мощностей.

Финансовая инфраструктура не выполняет главной функции - превращать сбережения в инвестиции. Потребности в долгосрочных крупных кредитах велики, а спрос не находит удовлетворения (5-100 млн долл. США и более выдают только 6 из 1300 действующих кредитных организаций). В целях компенсации выбывающих мощностей и освоения новых месторождений в 2004-07 гг. предприятиям топливно-энергетического сектора потребует увеличить инвестиции в 1,5 раза, а обрабатывающим отраслям - в 2-3 раза. Ресурсы в финансовом секторе есть: только прирост депозитов физических лиц в течение ближайших 4 лет ожидается на уровне 20-26 млрд долл. США ежегодно. Но низкая ликвидность фондового рынка и дефицит ликвидных залогов в реальном секторе не позволяют трансформировать эти ресурсы в долгосрочное финансирование и кредитование предприятий.

Необходимо в кратчайшие сроки:

  • провести стимулирование замещения долгового зарубежного финансирования прямыми и портфельными инвестициями;
  • обеспечить кредитование предприятий под залог земли и единых объектов недвижимого имущества;
  • либерализовать инвестирование средств пенсионных фондов в депозиты банков;
  • стимулировать инвестирование средств страховщиков на внутреннем рынке.

Рост издержек на внутреннем рынке никак не компенсируется политикой развития производственной кооперации с зарубежными странами, в частности, в рамках Единого экономического пространства. Хотя поставки важных ресурсов из этих стран могут оказать сдерживающее влияние на рост стоимости затрат, поскольку сложившийся там уровень цен и их динамика в ряде случаев заметно более благоприятны для российских предприятий. Необходима программа мер, затрагивающая базовые условия роста производительности и развития сравнительных преимуществ российских компаний в более широком международном контексте.

Дальнейшее снижение налоговой нагрузки на бизнес в качестве премии за риск в условиях институциональной слабости экономики, которую платит компания - налогоплательщик, помимо прочего, ограничено ростом обязательств государства по социальным программам и военной реформе. Это превращает государство в источник системных рисков, связанных со снижением качества администрирования и ухудшением финансирования общественной сферы услуг. Налоговые правила (объекты налогообложения, процедуры взимания налогов) в рамках соглашения о Едином экономическом пространстве должны быть унифицированы.

Транспортная инфраструктура имеет ключевое значение для реализации конкурентных преимуществ России как "владелицы" кратчайших маршрутов важных торговых путей.

На сегодня, несмотря на рост транспортных тарифов, опережающий рост цен товаропроизводителей, финансовое положение многих транспортных организаций не позволяет им закупать новую технику, обновлять транспортные пути. Темпы роста и структура грузопотоков не соответствуют характеристиками автодорожной сети. Инвестиции в инфраструктурные проекты на транспорте крайне низки из-за отсутствия эффективных механизмов смешанного государственно-частного финансирования и ограниченности финансовых ресурсов государства. Термин государственно-частное партнерство уже получил хождение, но никто не разъяснил, каким видится механизм финансирования и где гарантия прав частного капитала в подобных альянсах.

Неформальные договоренности между властью и бизнесом о "поддержании социальной стабильности в регионе" (косвенные негласные налоги) остаются важным фактором консервации устаревших и низкопроизводительных мощностей и неэффективных организационных структур. Но прогнозируемый рост издержек заведомо превышает любые общественные фонды. Не лучше ли создавать условия для повышения эффективности затрат и реального сокращения непроизводительных расходов?

Требование центральной власти по созданию прозрачных источников доходов и прозрачного режима расходования средств подрывает основу для таких договоренностей. Одновременно это обостряет отношения федеральной и региональной власти в вопросах ответственности за обеспечение "социального мира" и ускоренного экономического роста.

Тенденция к унификации правового и экономического пространства России ведет к разрушению разветвленной системы негласного финансирования социальных и инвестиционных программ, патронируемых местной властью. Реформа скрытых договоренностей власти с бизнесом совпадает с интенсификацией структурной реформы в экономике и обострением структурной и застойной безработицы. Выход на новый баланс мандатов и ресурсного обеспечения между федеральной и региональной властью должен сопровождаться созданием цивилизованного порядка ответственности работодателя за выплату заработной платы, за финансирование систем социального страхования.

Рынок труда в его нынешнем виде не обеспечивает справедливой цены рабочей силы с точки зрения ни предпринимателя, ни наемного работника. Он является системным фактором риска для экономической деятельности в России. Низкую цену труда нельзя считать желательным и устойчивым конкурентным преимуществом российской экономики. Необходима программа мер, связанных с повышением заработной платы (в частности с введением минимальной почасовой оплаты) и, одновременно, со стимулированием широкой модернизации рабочих мест.

По всем вышеперечисленным проблемам государство в последнее время взяло инициативу в свои руки. Избыточное администрирование отдельных рынков, которое имело место и ранее, приводило и продолжает приводить к усугублению коррупции и неэффективному исполнению решений Правительства. Неспособность власти передавать управленческое воздействие по всей цепочке остается типичной характеристикой российской административной системы. На пути сигнала лежат не только его внутренняя противоречивость или отсутствие необходимых звеньев в управляющем механизме, но и автономные групповые интересы, представляющие корпоративные интересы бюрократии, влиятельного бизнеса и региональных "властителей". Если к тому же на эту систему возложить избыточные обязанности, в том числе не свойственные природе исполнительной власти, мечтать об искоренении коррупции даже не приходится. По словам некоторых участников рынка, особенность "российского стиля" коррупции состоит в том, чтобы брать взятки, но не выполнять взятых обязательств.

Поэтому крайне важно в рамках продолжающейся административной реформы четче разграничить сферы компетенции разных ветвей власти, избавив исполнительную власть от необходимости выполнять функции судебной власти по регулированию вопросов собственности. И не менее важно выработать процедуру разделения ответственности между государством и бизнесом при реализации общенациональных проектов развития. Чтобы кесарю - кесарево, а пекарю - пекарево.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100