Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

Привлечение к административной ответственности за использование объектов нежилого фонда г. Москвы без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов

Кочетыгова Г.И., начальник административно-правового управления Госгоринспекции

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Поэтому в городе Москве, являющемся субъектом РФ, действует ряд законов, принятых Московской городской Думой в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Одним из таких законов является закон г. Москвы от 03.07.02 № 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы", который определяет порядок осуществления государственного контроля за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы, устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц, должностных лиц за нарушение федеральных законов и иных нормативных актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов г. Москвы, регулирующих учет и использование объектов нежилого фонда г. Москвы, а также устанавливает размеры административных штрафов за указанные правонарушения.

Данный вид государственного контроля осуществляет Государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда г. Москвы. А органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере учета и использования объектов нежилого фонда г. Москвы, является Административная комиссия по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда г. Москвы (далее - Административная комиссия), созданная в соответствии с вышеуказанным Законом г. Москвы и Постановлением Правительства Москвы от 27.08.02 № 699-ПП.

Среди административных правонарушений, дела по которым рассматривает Административная комиссия, чаще всего встречается такое правонарушение, как использование объектов нежилого фонда без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов.

Субъектами административной ответственности за данные правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.

Только за 9 месяцев 2004 г. к административной ответственности за данный вид правонарушения привлечено более 700 юридических и 300 должностных лиц.

Правонарушители, использующие нежилые помещения без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов, ссылаясь на ст. 421 Гражданского кодекса РФ, полагают, что все свободны в заключении договора, что стороны могут заключить договоры, предусмотренные и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, и то, что понуждение к заключению договора не допускается.

Поэтому при рассмотрении административных дел данной категории нередко в обоснование занятия и использования нежилых помещений пользователями предъявляются договоры, отличные от договоров аренды или субаренды.

Договоры "оказания услуг", "о совместной деятельности" и т.п., содержащие в себе положения относительно использования помещений согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ, являются смешанными. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре. В связи с этим такие договоры не могут являться надлежаще оформленными правоустанавливающими документами на занятие и использование нежилых помещений, являющихся собственностью г. Москвы.

От имени города полномочия собственника осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы в рамках их компетенции (п. 3 ст. 20 Устава г. Москвы). Таким органом является Департамент имущества г. Москвы, который осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению собственностью Москвы (п. 1.3 прил. 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 № 689).

Приложением 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13.08.96 № 689 установлен порядок учета и оформления прав на объекты нежилого фонда (здания, строения, нежилые помещения) в г. Москве, а собственник (в данном случае г. Москва) вправе установить собственный порядок оформления прав владения на свою собственность, тем более что требования собственника не противоречат законодательству.

Пункт 8.1 вышеуказанного приложения четко регламентирует, что оформление прав владения на нежилые помещения осуществляется путем:

  • оформления и заключения контракта на хозяйственное ведение;
  • оформления и заключения контракта на оперативное управление;
  • оформления и заключения договора на безвозмездное пользование;
  • оформления и заключения договора аренды;
  • оформления и заключения договора субаренды;
  • оформления права собственности.

Тем самым определяется исчерпывающий список форм договоров и контрактов, путем заключения которых происходит оформление прав владения на нежилые помещения г. Москвы.

Пользователи объектов нежилого фонда г. Москвы обязаны исполнять требования собственника по надлежащему оформлению правоустанавливающих документов.

Субъекты административного правонарушения, привлеченные Административной комиссией к административной ответственности и получившие предписание органа государственного контроля (Госгоринспекции) об устранении административного правонарушения, т.е. оформлении правоустанавливающих документов (договора аренды, субаренды и т.п.) на объект нежилого фонда у собственника (в Департаменте имущества г. Москвы), рассматривают данные действия со стороны государственных органов как понуждение к заключению договоров аренды или субаренды.

Такая позиция незаконных пользователей нежилых помещений г. Москвы основана на неверном толковании нормы закона, т.к. понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством. А использование нежилого помещения порождает обязанность соответствующим образом заключить и оформить договор аренды (субаренды) в соответствии с требованиями гл. 34 Гражданского кодекса РФ.