Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (21) Декабрь 2004г

О целях и задачах создания Федеративного союза инвентаризаторов России

Завьялов А.А., председатель Правления Федеративного союза инвентаризаторов России

На сегодняшний день принят ряд нормативно-правовых актов по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Это поставило определенную точку в дискуссиях о необходимости создания государственного кадастра объектов недвижимости.

Правительство РФ установило, что государственный учет объектов градостроительной деятельности будет вести Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальные органы.

При этом с 01.11.04 техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности должны будут осуществлять организации, аккредитованные Роснедвижимостью в порядке, установленном Минэкономразвития России.

Таким образом, практически разделяются понятия формирования объектов недвижимости и государственный кадастровый учет.

В связи с передачей государственной функции по техническому учету Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, а функции по инвентаризации - на рынок регулирование этого рынка может осуществляться на принципах саморегулирования.

Наше инвентаризационное сообщество считает, что в данной ситуации саморегулирование представляется наиболее удачной формой регулирования.

Как себя видит Федеративный союз инвентаризаторов России (ФСИ России) в связи с саморегулированием отрасли технической инвентаризации и землеустройства, каковы его цели и задачи?

Одной из задач, которую ставит перед собой ФСИ на ближайшее время, является как раз превращение из некоммерческой в саморегулируемую организацию.

Сегодня ФСИ России - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах более 80 членов. Это федеральные, муниципальные и областные предприятия. Понятно, что в сложившихся обстоятельствах значимость организации в ближайшее время возрастет, а в недалеком будущем в условиях саморегулирования членство в ФСИ станет обязательным для всех органов БТИ.

Нынешнее законодательство идет по пути возвращения к описанию единого объекта недвижимости. Описание (формирование) земельного участка должно осуществляться совместно с формированием расположенных на нем зданий, сооружений, потому и функция по инвентаризации зданий, сооружений превращается в функцию по инвентаризации земли и расположенных на ней зданий, сооружений, что всегда и было до создания земельных комитетов.

В перспективе не будет отдельно рынка инвентаризационных услуг и рынка землеустроительных услуг. Любой заявитель заинтересован получить услуги как по землеустройству, так и по инвентаризации комплексно, поэтому одной из наших первостепенных задач является задача объединения интересов землеустроителей и инвентаризаторов.

Позиция ФСИ состоит в том, что данное объединение должно пройти максимально безболезненно для граждан и юридических лиц. При этом должен быть некий переходный период, когда соответствующие структуры получили бы необходимую квалификацию, был бы организован процесс по обучению специфике каждой из самостоятельно существующих специальностей. В перспективе все аккредитованные организации смогут осуществлять услуги в полном объеме, а затраты граждан на их оплату, хотелось бы верить, сократятся. Поэтому сегодня для решения задач, которые являются общими и для земелеустроительных организаций, и для инвентаризаторов, мы приглашаем землеустроителей вступать в члены ФСИ.

Одна из целей инвентаризации - это не только формирование сведений об объекте для государственной регистрации прав, но и формирование налогооблагаемой базы, определение тех характеристик объекта, на основе которых формируется ставка налога. Соответственно, при переходе к принципам саморегулирования вопросы формирования этих характеристик - одна из задач, которая должна быть решена.

Организации технического учета в процессе инвентаризации зданий, сооружений вели свою деятельность как для целей последующей регистрации прав на недвижимое имущество, так и для формирования налогооблагаемой базы. Надо отметить, что перечень параметров, необходимых для государственной регистрации прав, отличается от параметров, которые необходимы для определения стоимости недвижимого имущества в целях налогообложения.

Действующая сегодня система технической инвентаризации способна одновременно решать вопросы формирования параметров как для государственной регистрации прав, так и для налогооблагаемой базы и ряда других государственных задач, например, статистических.

Существует, правда, опасение, что, поставив перед органами технической инвентаризации задачу индивидуализации объекта, т.е. формирования тех характеристик, которые важны только для последующей государственной регистрации прав, будет недостаточно параметров для определения налогооблагаемой базы, что вызовет необходимость еще раз (за счет средств бюджета) проводить инвентаризацию зданий именно для целей налогообложения. Такое решение считаю неконструктивным. Все характеристики должны сниматься в процессе технической инвентаризации.

Отсюда одна из первостепенных задач - установление единых стандартов к формированию объектов недвижимого имущества, позволяющих сформировать кадастр объектов недвижимости, обеспечивающий реализацию всех поставленных перед кадастром целей.

С 01.11.04 на рынке услуг в области инвентаризации зданий, сооружений должны работать только аккредитованные организации. Положение об аккредитации вышло 19.10.04. Нас беспокоит тот факт, что на этом рынке появятся новые организации, деятельность которых реально никак регулироваться не будет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 477 функция технического учета передана Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, соответственно, БТИ должны эту функцию как-то передать. Передача этой функции государству объективно необходима, но сама она представляется труднореализуемой

По нашему мнению, государственные органы не готовы пока принять на себя функцию по учету, что потребует дополнительного персонала, создания определенной информационной системы, подготовки соответствующих специалистов. Наверное, было бы оправдано и не противоречило действующему законодательству, оставить на время данную функцию у БТИ, и в целом действующую систему технического учета, пока не будет урегулирован процесс постановки соответствующих объектов на технический учет в рамках концепции, которая сегодня разрабатывается Правительством РФ.

Также было бы более правильным, если бы система учета объектов недвижимости передавалась государственным органам после вступления в силу ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости", "О саморегулируемых организациях", где будут заложены требования к организации процесса технической инвентаризации и технического учета.

Очень важно правильно сформировать общую практику, выработать методические рекомендации. Ранее Госстрой России мало уделял внимания подобным вопросам. Сегодня данный процесс может еще более замедлиться.

Самым опасным представляется момент после введения хотя бы частичных рыночных подходов к инвентаризации и до принятия закона о кадастре недвижимости. Ведь кому-то уже можно конкурировать, но еще никто не знает, что надо в итоге сделать, какой стандарт соблюсти. Рынок инвентаризационных услуг пытаются выстроить сейчас, а его правила еще не прописаны.

В этой ситуации необходимо усиление роли корпоративных структур, которые должны сами для своих членов выработать рекомендуемые стандарты, так или иначе заставить своих членов придерживаться данных стандартов до принятия соответственных стандартов на уровне уполномоченных государственных органов.

Хотелось бы отметить, что осуществление функции учета на сегодня должно быть продолжено, хотя бы по факту, организациями технического учета, иначе эта функция окажется просто брошенной. Как правило, складывается представление, что учет - присвоение некому объекту при его первичной инвентаризации учетного номера. На самом деле учет объектов осуществляется постоянно.

Вот наглядный пример. Каждый год в первом квартале организации технического учета представляют сведения для целей налогообложения по ранее учтенным объектам, в цифрах - 60 млн объектов. Передача учетной информации по более чем 60 млн объектам - задача сложная и дорогая, требующая достаточного количества бюджетных средств. Решить ее единомоментно нельзя. Правительство РФ должно будет разработать определенную процедуру передачи. До этого важно не нарушить сложившийся порядок, механизм, сохранить правила и организации, которые осуществляют эту функцию.

Есть ряд и других вопросов, требующих незамедлительного решения.

В заключение хочется отметить, что в ближайшей перспективе будет положен конец искусственному разделению на инвентаризацию земли и инвентаризацию объектов недвижимости. Предлагаемая законодателем модель учета объектов недвижимости позволит упорядочить отношения государства и рынка, а следовательно, сократить сроки постановки объектов недвижимости на государственный учет. Мы надеемся, что сложившееся сегодня конструктивное сотрудничество Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и ФСИ России будет продолжено и это позволит упростить, ускорить и удешевить постановку объектов недвижимости на кадастровый учет для граждан и юридических лиц.