Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (19) Июль 2004г

О некоторых вопросах управления имущественным комплексом российской академии наук

Леонтьев Л.И., директор Агентства по управлению имуществом РАН, Кадымов Д.С., заместитель руководителя Агентства по управлению имуществом РАН

Академия наук была основана в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Затем ее название неоднократно изменялось. Так, по регламенту 1747 г. она называлась Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, с 1803 г. - Императорская академия наук, с 1836 г. - Императорская санкт-петербургская академия наук, с июля 1917 г. - Российская академия наук, с июля 1925 г. - Академия наук СССР. В декабре 1991 г. она обрела свое нынешнее имя - Российская академия наук.

Создание Академии наук было одним из важных элементов глубокого обновления страны, начатого реформами Петра I. Необходимость развития науки и образования диктовалась потребностями роста промышленности, транспорта, торговли, повышения культуры народа, задачами укрепления российского государства, его внешнеполитических позиций. Решение этих, прежде всего экономических, проблем было невозможно без изучения и освоения природных богатств страны. В задачу Академии входили все виды научно-технического обслуживания государства, направленные на его усиление и централизацию.

Поступательное развитие Академии наук всегда предопределялось государственными интересами. В годы Советской власти научная политика, необходимость развития и поддержки тех или иных научных направлений или исследований руководство страны прямо связывало с "нужностью" и "практичностью" науки, ее ролью в обеспечении создания военного и экономического потенциала СССР как сверхдержавы. Соответственно новой социальной роли был существенно повышен и социальный статус академической науки. Академии наук с ее высококвалифицированным научным составом отводилась роль ведущего научного центра страны, что подкреплялось со стороны власти особым вниманием к Академии - увеличением финансирования научных исследований, строительством новых зданий институтов и лабораторий, расширением персонального состава Академии, предоставлением "высшему научному сословию" многих дополнительных прав. Отражением возраставшей роли Академии наук в жизни общества явилось правительственное постановление в далеком 1925 г., в котором Академия была признана "высшим всесоюзным ученым учреждением". Она получила наименование Академия наук СССР.

Особое внимание уделялось развитию науки в регионах, организации новых институтов и научных центров. В целях быстрейшего развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока, усиления теоретических и экспериментальных исследований на Востоке страны в 50-х гг. прошлого века было создано Сибирское отделение Академии наук. В него были переданы академические филиалы, расположенные к востоку от Уральского хребта. Немногим позднее были образованы Дальневосточное и Уральское отделения Академии.

Решение проблем овладения ядерной энергией, создания ракетно-космической техники, современной авиации, электронной вычислительной техники и многих других ставило сложные задачи перед фундаментальной и прикладной наукой, техникой и производством. Потребовалось оперативно развернуть исследования в ряде научных направлений, освоить новые технологии, создать новые отрасли техники и промышленности. Быстро росла сеть академических научных учреждений и предприятий, укреплялась их материальная база. Были сооружены крупные экспериментальные установки, вычислительные центры, создан морской научно-исследовательский флот.

В связи с изменением политической и социально-экономической обстановки, распадом СССР и образованием Российской Федерации Академия наук в ноябре 1991 г. указом Президента РСФСР № 228 "Об организации Российской академии наук" обрела новый статус высшего научного учреждения России и стала именоваться Российской академией наук (РАН). Данным указом устанавливалось, что в состав РАН включаются организации Академии наук СССР, расположенные на территории РФ. При этом находившееся у этих организаций государственное имущество, в частности, здания, сооружения, крупные научные приборы, морские и речные суда, научное оборудование и др., передавалось в собственность РАН. Вопрос об использовании РАН имущества, расположенного на территории других суверенных государств, решался на основе соответствующих соглашений.

Кроме этого, за РАН и ее научными организациями и организациями научного обслуживания и социальной сферы были закреплены в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке, в т.ч. заказники, заповедники, лесные угодья.

Вопросы же распределения прав собственности внутри РАН должны были решаться на основе устава РАН и действовавшего законодательства.

Но становление РАН в новых политических и экономических условиях проходило не совсем гладко. Буквально месяц спустя, 27 декабря 1991 г., Верховный Совет РФ принимает Постановление № 3020-1, которое на длительный срок внесло неопределенность в правовой статус академического имущества.

Из Постановления ВС РСФСР от 27.12.91 № 3020-1:

"1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.…

15. Полномочия по распоряжению государственным имуществом, делегированные до 10 ноября 1991 г. министерствам, ведомствам и иным субъектам, утрачивают свою силу с момента принятия настоящего Постановления.

16. Порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты…, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц.

Приложение 1.

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты РАН, отраслевых академий наук".

Как видно из анализа приведенных выдержек, в указанном Постановлении были изначально заложены противоречия. Так, п. 1 Постановления и Приложение № 1 к нему указывали, что научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты РАН, отраслевых академий наук относятся исключительно к федеральной собственности, тем самым опровергая положения вышеназванного Указа Президента России. Однако из содержания пп. 15, 16 Постановления ВС РФ можно было сделать вывод, что на имущественные комплексы РАН и отраслевых академий действие этого документа не распространяется.

Только почти год спустя в РАН поступила копия письма Председателя ВС РФ Р.И.Хасбулатова от 26.11.92 № РХ.01-00479, адресованного Председателю Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом А.Б.Чубайсу, выдержки из которого следует процитировать:

"2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации" не ставит под сомнение Указ Президента Российской Федерации. Это следует из пункта 15, в котором говорится, что Постановление аннулирует лишь те полномочия по распоряжению государственным имуществом, которые были делегированы до 10 ноября 1991 года, а Указ подписан 21 ноября 1991 года. Кроме того, пункт 16 подчеркивает, что вводимое этим Постановлением разграничение собственности не распространяется на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность… юридических лиц.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации, таким образом, защищает имущество Российской академии наук до принятия ее постоянного Устава и регистрации как самоуправляемой организации в Минюсте Российской Федерации.

Прошу Вас в связи с изложенным дать соответствующие разъяснения подведомственным комитетам".

Вроде бы, все ясно. РАН может владеть, пользоваться и распоряжаться всем имеющимся имуществом, как своим собственным. Но менее чем через полгода выходит Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4729-1, из которого видно, что государство все же продолжало считать академическое имущество своим, но позволяло научно-исследовательским учреждениям РАН его использовать самостоятельно, в том числе в коммерческих целях, в виде сдачи в аренду земельных участков и находящегося в оперативном управлении имущества.

Из Постановления Верховного Совета РФ от 01.04.93 № 4729-1:

"2. Закрепить за научно-исследовательскими учреждениями Академии ранее выделенные им в установленном порядке земельные участки в бессрочное бесплатное пользование.

Предоставить научно-исследовательским учреждениям Академии право сдавать в аренду без права выкупа или во временное пользование закрепленные за ними земельные участки.

Установить, что научно-исследовательские учреждения Академии самостоятельно используют имущество, переданное им в оперативное управление, в том числе для ведения хозяйственной деятельности, сдачи его в аренду без права выкупа и пользования".

РАН не стала спорить, хотя в этом Постановлении были отчего-то забыты организации научного обслуживания и социальной сферы РАН, число которых весьма значительно. Находиться под защитой государства всегда было предпочтительнее. Но в академическом сообществе были и те, кто еще почти десятилетие боролся за свой имущественный суверенитет - Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСНХ). В самом начале 1992 г. Президентом РФ был подписан Указ от 30.01.92 № 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук". Этот документ был по тексту практически аналогичен тому, что был издан в отношении РАН, но в отличие от него на долгое время стал для РАСХН своего рода охранной грамотой. Сельскохозяйственной академии удалось надлежащим образом оформить как свою собственность переданные ей по Указу основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование, находящееся на территории РФ собственное и государственное имущество Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина (ВАСХНИЛ) и ее научных учреждений. Попытки различных государственных структур ограничить права РАСХН в отношении ее имущества длительное время успешно отбивались. Этому, в частности, способствовало и информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ от 30.06.93 № С-13/ОП-210:

"1. Об определении формы собственности Российской академии сельскохозяйственных наук. Указом Президента РФ от 30.01.92 № 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" … этой Академии переданы в собственность основные фонды, научные приборы, предприятия, оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и её научных учреждений, а также собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и ее научных учреждений, находящееся на территории Российской Федерации.

Указ от 30.01.92 является актом индивидуального характера, который в отношении конкретных организаций, учитывая их специфику, делает исключение из общего правила, установленного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1, и закрепляет определенные правомочия собственника за указанными организациями".

Только принятый в июле 1996 г. Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" положил конец спорам о том, какое место в государственном устройстве занимают РАН и отраслевые академии и, в частности, однозначно определил федеральный статус академического имущества.

При этом РАН и отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств), имеющие государственный статус, были наделены большими полномочиями по управлению имуществом: правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются Правительством РФ.

Фактически это означает, что академии наук могут самостоятельно распоряжаться переданным имуществом в рамках поставленных перед ними задач. И только связанные с отчуждением имущества сделки необходимо согласовывать с государством, точнее с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на управление и распоряжение объектами федеральной собственности.

К настоящему времени в состав имущественного комплекса РАН входят 654 организации, из них 595 учреждений. Из 59 государственных унитарных предприятий 14 обслуживают социальную сферу РАН, а 45 - являются предприятиями научно-производственного назначения. За организациями РАН закреплено 15,05 млн м2 производственных площадей. Ряд имущественных объектов находится в странах СНГ и дальнего зарубежья. Земли различного назначения, включая земли поселений и территории заповедников, находящиеся в пользовании РАН, составляют 273 621 га, из них земли поселений - 157 544,7 га.

В оперативном управлении РАН находятся 19 морских судов, в том числе суда с неограниченным районом плавания с общим водоизмещением 60,5 тыс. т.

Имущественный комплекс используется для выполнения главных задач, поставленных перед РАН. Основной целью деятельности РАН в соответствии с ее уставом является организация и проведение фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России. В своей деятельности РАН руководствуется также целями всемерного содействия развитию науки в России, укрепления связей между наукой и образованием, участия в образовательной деятельности, повышения авторитета знаний и науки, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.

В марте 1998 г. на основании п. 6 Постановления Правительства РФ от 07.05.97 № 543 "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации" было заключено соглашение между Министерством государственного имущества РФ и РАН о взаимодействии в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом, находящимся в ведении РАН.

Результатом указанного Соглашения явилось создание в июле 1998 г. по распоряжению Министра государственного имущества России от 06.07.98 № 645-р специализированного государственного учреждения - Агентства по управлению имуществом РАН. В сентябре 1999 г. Агентство было преобразовано в межрегиональный территориальный орган Мингосимущества РФ (распоряжением Мингосимущества от 29.09.99 № 1327-р). Это означало, что Агентство имеет такой же статус, соответственно, такие же права и полномочия, что и Министерства и Комитеты по управлению госимуществом в субъектах РФ.

Правительством РФ было издано распоряжение от 15.07.99 № 1134-р, в соответствии с которым на Агентство было возложено ведение реестра федерального имущества, закрепленного за РАН и подведомственными ей организациями.

В качестве одной из первоочередных задач Агентства стало создание Реестра государственного имущества, закрепленного за РАН и ее организациями, и выдача государственных Свидетельств учреждениям и предприятиям РАН на право владения этим имуществом.

Другой наиболее важной задачей Агентства стала систематизация и упорядочивание арендных отношений между учреждениями и предприятиями РАН и сторонними организациями, обеспечение поступлений финансовых средств от использования и распоряжения государственным имуществом.

С момента создания Агентства объемы арендных поступлений в бюджет возросли.

Доходы от аренды федерального имущества, находящегося в ведении РАН.

Годы Сумма арендных платежей, тыс. руб.
1998 67
1999 315
2000 430
2001 508
2002 844
2003 979

При этом практически площади, сдаваемые в аренду, за эти годы существенно не увеличились. Например, в 2001 г. они составили 599,3 тыс. м2, в 2002 г. - 635,4 тыс. м2, в в 2003 г. - 633,7 тыс. м2.

По информации Минимущества РФ, доходы от сдачи в аренду академического имущества в период 1999-2003 гг. устойчиво составляют 10-12% (!) всех доходов, полученных государством по этой статье.

За реформенный период финансирование государством науки, в том числе РАН, упало более чем в 30 раз. В связи с этим с целью в какой-то степени снизить ущерб от снижения целевого бюджетного финансирования вышеназванным законом было предоставлено право организациям РАН и отраслевых академий наук сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. При этом доходы от сдачи в аренду этого имущества в полном объеме учитывались в доходах федерального бюджета и использовались указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы. Эта мера дала возможность в условиях, когда в течение ряда лет практически не выделялись средства на приобретение приборов и оборудования, ремонт зданий и сооружений, хоть в какой-то степени поддерживать материальную базу академических учреждений и предприятий в "живучем" состоянии.

Некоторые институты, особенно гуманитарного профиля, до предела снижали размеры площадей для собственных нужд ради того, чтобы сдать высвободившиеся площади в аренду и на полученные средства произвести ремонтные работы, приобрести новое оборудование. Широкое развитие получила практика сдачи в аренду помещений с условием их ремонта, реконструкции. Так, например, Институт космических исследований РАН с помощью и на средства арендаторов переделал технические этажи во вполне удовлетворительные производственные помещения.

Однако, если говорить объективно, не все академические организации реально нуждаются в том количестве средств, которые они зарабатывают на аренде. В системе РАН достаточно много организаций, расположенных, в частности, в таких местностях, где арендная деятельность просто отсутствует, но материально-техническую базу которых тоже необходимо содержать и развивать. В целях решения этой проблемы в РАН с разрешения Министерства имущественных отношений России существовал централизованный фонд, в который арендодатели перечисляли часть своих доходов от аренды. Средства этого фонда направлялись особо нуждающимся организациям РАН по их заявкам. Но, как вскоре выяснилось, действующее законодательство подобной формы оказания помощи не предусматривает, и по указанию органов федерального казначейства деятельность фонда была прекращена.

Наверное, ошибочным является предоставление права использовать полученные от аренды средства только сдающими организациями. Ведь имущество государство выделило академии, а не ее организациям. Можно было бы средства от аренды получать академиям и перераспределять с учетом целесообразности между организациями.

В настоящее время предпринимаются попытки лишить РАН и другие академии, имеющие государственный статус, права использовать средства от аренды на развитие материальной базы при том, что какого-либо существенного увеличения объема финансирования не произошло. Сомнительна целесообразность такого шага, если учесть, что все организации РАН, сдавая в аренду всего только около 6% имеющихся у них площадей, получают дополнительный доход менее 1 млрд руб. при бюджетном финансировании 15,9 млрд руб. (по итогам 2003 г.).

Леонтьев Леопольд Игоревич. Специалист в области физикохимии и технологии металлургических процессов. Член Президиума РАН, академик по Отделению физикохимии и технологии неорганических материалов (физикохимия и технология неорганических материалов).

Кадымов Дмитрий Сергеевич. В 1995-98 гг. - помощник вице-президента РАН. С 1998 г. - заместитель руководителя Агентства по управлению имуществом РАН.