Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 2 (19) Июль 2004г

Внешнеэкономическая и инвестиционная политика Правительства Москвы: достижения и перспективы

Толкачёв О.М., заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности

Москва - это огромный инвестиционный рынок, емкость которого с точки зрения потребностей и возможностей приложения капитала измеряется десятками миллиардов долларов. Зарубежный капитал исключительно разборчив, поэтому естественно, что он направляется туда, где сосредоточены финансовые потоки и развита банковская система, на законодательном уровне наиболее четко проработаны вопросы деятельности иностранного инвестора, создана современная инфраструктура бизнеса, имеется возможность быстрого доступа ко всей необходимой информации.

Сегодня стремительно меняющаяся и развивающаяся Москва становится все более комфортной для иностранных партнеров, активно предлагающих нам свой опыт, свои знания, инвестирующих в средства и технологии.

Международные рейтинговые агентства достаточно высоко оценивают кредитоспособность города (уровень "ВВ+", т.е. "стабильный"). Неукоснительное выполнение Москвой своих обязательств как на внутренних, так и на внешних рынках капитала - это принципиальная позиция Правительства города.

Инвестиционная политика Правительства Москвы направлена на создание оптимальных условий для деятельности инвесторов и позволяет сочетать общественные интересы с инвестиционной привлекательностью для собственников вложенного капитала.

В 2003 г. иностранные инвестиции в экономику Москвы превысили объем городского бюджета и составили почти 14 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 65%. Доля Москвы составила 47% всех зарубежных инвестиций, поступивших в Россию по итогам 2003 г.

По итогам 2003 г. на 1-е место по совокупному объему привлеченных инвестиций вышла Великобритания с объемом в 3 млрд 215,5 млн долл. США (рост в 2,4 раза по сравнению с 2002 г.). Удельный вес страны в общем притоке иностранных инвестиций в экономику Москвы составил 23,1%.

Лишь 48,7 млн долл. США отделяют Германию, занявшую 2-е место в рейтинге основных московских инвесторов, - 3 млрд 166 млн долл. США (динамика роста по сравнению с 2002 г. в 1,7 раза), от лидера - Великобритании. Удельный вес Германии - 22,7%.

На 3-м месте - Кипр с объемом 2 млрд 937,7 млн долл. США (увеличение объема в 3,5 раза по сравнению с 2002 г.). Удельный вес страны - 21%.

Далее следует Люксембург с объемом 1 млрд 367,2 млн долл. США (рост объема в 1,37 раза по сравнению с 2002 г.), удельный вес страны - 9,8%.

Франция сохранила 5-е место, несмотря на уменьшение общего объема инвестиций по сравнению с 2002 г. на 13%. Общий объем привлеченных вложений из Франции составил 624,6 млн долл. США, удельный вес Франции - 4,5%.

Таким образом, на эти пять стран приходится 81%, или 11 млрд 311 млн долл. США от общей суммы привлечённого в 2003 г. в экономику Москвы иностранного капитала.

В Москве создана и работает отлаженная система взаимодействия с иностранными инвесторами, отработана процедура подготовки, представления и реализации инвестиционных проектов с иностранным участием.

Город находит различные формы и схемы привлечения иностранных инвестиций. В случае необходимости обеспечивается квалифицированное сопровождение проектов на всех этапах - от маркетинговых исследований и сбора исходно-разрешительной документации до регулирования финансовых потоков действующих предприятий. Более того, Правительство Москвы стремится к выработке индивидуальных подходов в поддержке каждого проекта. К проработке и участию в реализации отраслевых городских проектов (промышленность, коммунальное хозяйство, торговля, сфера услуг и т.п.) привлекаются городские комплексы, отраслевые и функциональные органы города Москвы.

Москва обладает крупными инвестиционными возможностями, являясь основным собственником земельных участков. Естественно, что вся созданная на данных земельных участках недвижимость является собственностью инвестора, а права собственности оформляются городскими властями в установленном порядке. Имущественно-земельные отношения после принятия Земельного кодекса РФ получили новое развитие: в соответствии с федеральным законом "О государственном земельном кадастре" в Москве создана автоматизированная система Государственного земельного кадастра, а также принят закон "О землепользовании и застройке в городе Москве".

На сегодняшний день Москва сотрудничает со столицами, городами, регионами на всех континентах на самых различных уровнях и в самом широком диапазоне. Число стран-партнеров, с которыми город имеет постоянные деловые контакты, превысило сотню. Характерной чертой этого процесса является то, что сложившиеся взаимоотношения базируются на принципе безусловного выполнения своих обязательств перед партнерами.

Внешнеэкономическая деятельность Москвы - это, прежде всего, совместные проекты, инвестиции, направленные на то, чтобы город развивался как современный мегаполис, а люди в нем могли пользоваться всеми благами цивилизации.

В российской столице среди наиболее привлекательных для иностранных инвесторов отраслей остаются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, автомобильная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, страхование, транспорт и связь.

Повышенный интерес вызывают также проекты, связанные с развитием инфраструктуры бизнеса: строительство деловых центров, торгово-рекреационных комплексов. Как важное направление экономики города рассматривается нами развитие досугово-развлекательной отрасли, туризма, гостиничного хозяйства.

Город планомерно реализует ряд инвестиционных программ, среди которых в первую очередь следует упомянуть создание Московского международного делового центра "Москва-Сити", реконструкцию жилого фонда, развитие дорожной сети, изменение назначения городских территорий, занятых под промышленными объектами.

Рынок недвижимости Москвы - один из самых привлекательных в мире. По результатам прошедшей в марте текущего года международной выставки недвижимости в Каннах "МИПИМ-2004" наш город в рейтинге инвестиционной привлекательности занял 1-е место в мире. Это имеет для нас принципиальное значение, т.к. мы поставили перед собой задачу превратить Москву в туристский центр мирового значения.

Москва, став городом международного туризма, привлекает к себе внимание все большего числа туристов и гостей. Если в 1991 г. в столицу прибыло 300 тыс. туристов из-за рубежа, то в 2002 г. на паспортном контроле зарегистрировано около 2,3 млн прибывающих граждан. С учетом прогнозов роста показателей прибытий в столицу Правительством Москвы на программной основе осуществляются меры по дальнейшему развитию туристской инфраструктуры и гостиничного хозяйства.

В 2000 г. Правительством Москвы приняты Основные Положения Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 г., где значительное место занимают мероприятия по совершенствованию материальной базы туризма.

С учетом прогнозируемого увеличения потока туристов с 3,2 до 5 млн человек в 2005 г. и до 10-12 млн человек в 2010 г. указанной Программой определено двукратное увеличение гостиничного фонда города до 2005 г. и доведение до 110-130 тыс. мест с приоритетным развитием гостиниц категории 2*-3*. Это потребует расширить и модернизировать городскую гостиничную сеть за счет реконструкции старых и создания новых гостиниц. К 2010 г. планируем увеличить емкость гостиничного фонда до 200 тыс. мест.

Строительство новых отелей и реконструкция существующих позволит обеспечить растущий спрос на возможность размещения в столице в отеле любой категории.

Для осуществления в плановом порядке нового строительства гостиниц Москомархитектурой разработана "Схема размещения гостиниц в Москве до 2005 г.". В схеме предпочтение отдано строительству сети гостиниц категории 3*, рассчитанных на размещение самой массовой категории туристов. На период до 2005 г. предполагается построить не менее 20-25 гостиниц данной категории.

При сложившихся объемах произведенных затрат по введенным гостиницам и планируемых инвестициях на строительство новых гостиниц до 2010 г. потребуется привлечение средств в общем объеме более 4 млрд долл. США.

Комплексное развитие туристской инфраструктуры города включает и мероприятия по формированию туристско-рекреационных зон (ТРЗ), пешеходных туристских маршрутов в столице.

В числе важных общегородских проектов Москвы: создание ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", реконструкция культурно-исторических памятников, всего более 150 разных инвестиционных проектов в области индустрии туризма и рекреации.

Проектом развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" предполагается создание в историческом центре Москвы туристско-рекреационной зоны (территория 336 га), охватывающей Кремль, Китай-город, систему центральных площадей (Красную, Театральную, Манежную, Боровицкую, Лубянскую), Храм Христа Спасителя, северное Замоскворечье, включая Остров от Западной стрелки до Большого Москворецкого моста и территории древних слобод: Кадашевской и Толмачевской, с осуществлением нового строительства и реконструкции сложившейся застройки, реставрации памятников истории и культуры, созданием системы туристского обслуживания, организацией мест отдыха и развлечений.

Развитие ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" опирается на реализацию около 100 взаимоувязанных подпроектов, включающих около 65 объектов реконструкции, реставрации и нового строительства, а также 40 участков и объектов формирования пешеходной зоны. Совокупные затраты на реализацию проекта составят более 3 млрд долл. США, преобладающая часть из которых - средства инвесторов. Создание такой зоны позволит приблизить Москву к крупнейшим европейским турцентрам.

В текущем году Правительство Москвы прогнозирует привлечь в экономику Москвы не менее 15 млрд долл. США, что далеко не исчерпывает емкость городского инвестиционного портфеля.

Для города главными условиями перспективности реализации каждого инвестиционного проекта являются не только окупаемость инвестиций в пределах приемлемого срока и будущая доходность, но и пополнение городских доходов, улучшение архитектурного облика и экологической безопасности города, создание новых рабочих мест, рост благосостояния москвичей.

Естественно, что Правительство Москвы стремится к созданию условий для нормальной конкуренции между потенциальными инвесторами, поэтому наряду с экономическим анализом эффективности предложений проходит совершенствование системы конкурсного выбора партнеров с целью повышения ее прозрачности и справедливости.

В городском инвестиционном портфеле - десятки проектов в различных отраслях городского хозяйства, которые могут быть предложены как для российских предпринимателей, так и зарубежному деловому сообществу.

Толкачев Олег Михайлович. Доктор физико-математических наук. Работал в Физическом институте АН СССР. С 1999 г. - в системе органов представительной и исполнительной власти. В настоящее время - заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по экономической политике, предпринимательству и собственности.