Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (18) Март 2004г

Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях

Семина Т.А., Специалист-эксперт Главного государственно правового управления Президента РФ

В дореформенный период забота об обеспечении нуждающихся граждан жильем была полностью возложена на государство. Право граждан на жилище в основном обеспечивалось "справедливым распределением жилой площади" из государственного и муниципального жилищного фонда. Такая форма обеспечения граждан жильем была характерна для административно-командной системы, когда основным собственником жилищного фонда выступало государство. Большая часть расходов по обеспечению жильем граждан приходилась на долю государства.

Рыночные преобразования в РФ обусловили пересмотр прежнего подхода к удовлетворению жилищных потребностей граждан и поиск новых путей решения этой проблемы, в том числе с участием государства.

В современных условиях роль государства в решении проблемы улучшения жилищных условий граждан определяется содержанием права граждан на жилище, закрепленным в Конституции РФ. Изменение государственного подхода к вопросу собственности определило новое содержание права граждан на жилище, а также новый механизм его реализации.

На сегодняшний день в содержание права граждан на жилище, закрепленного в ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, входит право пользования имеющимися у населения жилыми помещениям, право определенных категорий граждан на получение социального жилья, а также право приобретения гражданами жилья в собственность за счет собственных средств по гражданско-правовым сделкам или путем участия в жилищном строительстве.

В настоящее время государственный и муниципальный жилищный фонд утратил свое былое значение и составляет около 34% всего жилищного фонда1, одновременно бурное развитие получил рынок жилья. Удовлетворение жилищных потребностей граждан за счет общественных фондов потребления постепенно вытесняется решением данной проблемы за счет их собственных средств.

Тем не менее нельзя утверждать, что в условиях становления рыночных отношений государство устраняется от участия в решении проблем улучшения жилищных условий своих граждан. РФ является социальным государством, которое обязано проводить активную государственную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных благ, к которым среди прочих, безусловно, относится жилье.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права граждан на жилище. Обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению реализации права граждан на жилище закреплены в ст. 3 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации".

Однако в период перехода к рыночным отношениям формы участия государства в решении жилищных проблем граждан подверглись существенной переоценке.

В современных условиях средства федерального бюджета используются для решения жилищной проблемы лишь определенных категорий граждан РФ. Бесплатное предоставление жилья из государственного и муниципального жилищного фонда гарантируется государством только малоимущим и иным указанным в законе гражданам (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Под иными категориями граждан имеются в виду граждане, которым законодательством РФ предоставлены жилищные льготы независимо от их уровня доходов.

Гражданам, не имеющим право на получение бесплатного социального жилья, Конституцией РФ гарантируется право на приобретение жилья из государственных, муниципальных и других жилищных фондов за доступную плату. Названное положение Конституции РФ нашло свое отражение в ст. 25 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации", в соответствии с которой граждане вправе при содействии органов государственной власти и органов местного самоуправления получать кредиты и субсидии в случаях строительства или приобретения жилья.

Осуществляемый с учетом современных экономических требований пересмотр принципов обеспечения граждан бесплатным жильем, а также выработка новых механизмов государственной поддержки граждан, желающих приобрести жилье с использованием собственных средств, обуславливают интерес к современным формам участия государства в улучшении жилищных условий граждан.

Безвозмездные жилищные субсидии

Федеральной целевой программой (ФЦП) "Жилище" на 2002-10 гг. определена роль государства в регулировании современных жилищных отношений, а также выделены приоритеты использования бюджетных средств в рамках улучшения жилищных условий граждан. Наиболее эффективной формой государственного содействия гражданам в улучшении жилищных условий признано предоставление субсидий на приобретение жилья.

Попытка решить жилищную проблему отдельных категорий граждан с использованием жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета, не является нововведением, а базируется на опыте обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Именно в отношении этой категории граждан впервые была предпринята попытка найти нетрадиционные формы реализации ими конституционного права на жилище2.

Общий порядок предоставления безвозмездных жилищных субсидий определен Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.08.96 № 937.

Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется гражданам РФ, выразившим желание улучшить жилищные условия с использованием бюджетных средств, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством РФ на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

Безвозмездные жилищные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета определенным категориям граждан:

  • военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку;
  • лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей;
  • лицам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами;
  • лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • лицам рядового и начальствующего состава налоговой полиции;
  • сотрудникам органов внутренних дел РФ;
  • спасателям;
  • членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в пограничные районы РФ;
  • молодым малообеспеченным семьям;
  • лицам, имеющим в соответствии с законодательством РФ право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.

Порядок предоставления жилищных субсидий и их размер определяются для отдельных категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральными законами.

На сегодняшний день успешно работает ряд программ, входящих в ФЦП "Жилище", предполагающих улучшение жилищных условий граждан с использованием жилищных субсидий (ФЦП "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.11.03 № 700, подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", утвержденная постановлением Правительства РФ от 16.10.02 № 760, подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденная постановлением Правительства РФ от 22.01.02 № 33 и др.), а также осуществляются мероприятия по реализации положений ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Предоставление гражданам жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета производится в избранных ими местах постоянного проживания, если иное не установлено федеральными законами.

Как правило, субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры (индивидуального жилого дома), соответствующих типовым потребительским качествам в выбранном для постоянного проживания регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 м2 общей площади на одного члена семьи, состоящей из 3 и более человек, 42 м2 общей площади на семью из 2 человек и 33 м2 общей площади на 1 человека.

Размер предоставляемой жилищной субсидии может составлять 5-100% средней рыночной стоимости (на момент выдачи свидетельства) строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома и различается в зависимости от принадлежности нуждающихся к той или иной из названных категорий граждан, уровня дохода, времени ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных условий.

Необходимо отметить, что зачастую даже стопроцентная жилищная субсидия не позволяет гражданам приобрести жилье без привлечения дополнительных финансовых средств, поскольку определяемая Госстроем России средняя рыночная стоимость квадратного метра общей площади жилья для некоторых субъектов РФ не отражает истинных цен на жилые помещения, сложившихся в этих регионах. Поэтому с использованием сертификатов граждане зачастую приобретают жилье на вторичном рынке, с худшими потребительским качествами. В этой ситуации граждане вынуждены вкладывать собственные средства в покупку подходящего жилья или прибегать к услугам банков (кредитных учреждений), осуществляющих жилищное кредитование населения. Представляется, что существующий порядок определения Госстроем России размера средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья для расчета стоимости приобретения жилых помещений с использованием жилищных субсидий должен быть пересмотрен.

Право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии (жилищным сертификатом), который имеет ограниченный срок действия. Свидетельство является подтверждением того, что продавцу или застройщику жилья будет в установленном порядке перечислена предоставленная гражданину субсидия.

Свидетельство дает право гражданину открыть в одном из уполномоченных банков именной блокированный целевой счет, предназначенный для зачисления субсидии. В течение срока действия свидетельства уполномоченный банк обеспечивает обслуживание средств выделенной гражданину субсидии. Граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета по улучшению жилищных условий.

Механизм решения жилищной проблемы граждан за счет бюджетных средств также успешно функционирует и в субъектах РФ. В регионах предоставление жилищных субсидий гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, рассматривается как один из способов решения жилищной проблемы граждан наряду с предоставлением жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма, а также иными способами приобретения гражданами жилья в собственность с помощью средств бюджетов субъектов РФ3.

Кроме того, в соответствии с ФЦП "Жилище" на 2002-10 гг. в субъектах РФ разрабатываются и реализуются региональные программы улучшения жилищных условий некоторых категорий граждан с использованием жилищных субсидий, выделяемых за счет средств бюджетов субъектов РФ4.

Жилищное кредитование

Не меньшее значение ФЦП "Жилище" на 2002-10 гг. придается формированию и развитию системы жилищного кредитования населения, обеспечению доступности приобретения жилья с помощью жилищных кредитов, созданию благоприятных условий для долгосрочных жилищных накоплений граждан и установлению государственного контроля за различными формами привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья (строительно-сберегательные кассы, кредитные союзы, товарищества и другие организации, не имеющие лицензий кредитных организаций, но выполняющие их функции).

В последние годы развитие жилищного кредитования происходило в сложной экономической обстановке. В результате кризиса 1998 г. банковская система РФ пережила серьезные потрясения, ряд крупнейших банков потерпели крах, граждане, хранившие свои сбережения в этих банках, понесли серьезные финансовые потери, доходы значительной части населения снизились. Сложившееся в этих условиях недоверие населения к банкам препятствует установлению нормальных отношений между кредиторами и заемщиками. Помимо этого, в настоящее время слабо работает механизм обеспечения долгосрочных жилищных кредитов. Процедуры обращения взыскания на заложенное жилье и его реализации для погашения задолженности гражданина по кредиту остаются трудноисполнимыми на практике, что не выгодно банкам.

Несмотря на указанные негативные явления, в настоящее время предпринимаются определенные шаги для развития жилищного кредитования населения в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11.01.00 № 28 утверждена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, которой определяется стратегия государства в становлении и развитии жилищного кредитования в современных рыночных условиях.

Жилье является дорогостоящим товаром, и его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной проблемы для населения, но и сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие финансовые структуры, обеспечивающие необходимый прилив капиталов в эту сферу.

Государству в системе ипотечного жилищного кредитования населения отводится регулирующая роль, заключающаяся в создании правовой основы, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также при необходимости в оказании воздействия на привлечение дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и содействие различным категориям граждан в приобретении жилья.

Одним из ключевых требований создаваемой системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но прежде всего со средними доходами.

Сегодня долгосрочные жилищные кредиты предоставляются гражданам универсальными коммерческими банками (кредитными организациями). В будущем в процессе развития системы жилищного кредитования населения предположительно будут создаваться кредитные организации, специализирующиеся на ипотечном кредитовании населения.

Кроме банков, определенную роль на рынке жилищного кредитования населения играют другие организации, создаваемые в соответствии с гражданским законодательством РФ, выступающие в качестве кредиторов (фонды поддержки и развития жилищного строительства, кредитные союзы, ссудосберегательные кассы, ипотечные потребительские союзы в форме кооперативов и другие). Указанные организации за счет собственных и привлеченных средств предоставляют населению займы на строительство и приобретение жилья в рамках создаваемых паевых капиталов или фондов. Они не являются кредитными организациями, и осуществляемая ими деятельность по предоставлению ипотечных кредитов не требует лицензирования, а, следовательно, и контроля со стороны государства, что не всегда оказывается на пользу заемщикам.

Долгосрочные жилищные кредиты предоставляются населению на срок от 3 лет (как правило, 10-15 лет). Средством обеспечения возврата кредита служит, чаще всего, приобретаемое с использованием предоставленного кредита жилое помещение, которое передается в залог кредитору.

Сумма кредита составляет примерно 60-70% рыночной стоимости покупаемого жилья. Заемщик обязан внести первоначальный взнос на оплату покупаемого жилья - как правило, около 30-40% его стоимости, за счет собственных средств.

Вместе с тем такие факторы, как недостаточный платежеспособный спрос населения, отставание реальных доходов от цен на жилье, нестабильность получаемых гражданами доходов, отрицательно сказываются на возможностях граждан приобретать жилье даже с помощью ипотечного кредита.

Значительную роль в обеспечении доступности приобретаемого в кредит жилья, особенно на начальном этапе создания системы долгосрочного жилищного кредитования населения, призвано играть государство.

Государственная поддержка граждан, желающих получить ипотечные кредиты на стандартных банковских условиях, но не располагающих достаточными доходами, организовывается через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (например, через государственные жилищные сертификаты), что сокращает необходимый размер кредита. Такая система финансирования приобретения жилья гражданами с помощью государства, при которой на долю собственных средств граждан в стоимости квартиры приходилось бы 30%, на долю государственной субсидии (в зависимости от категории населения) - в среднем 20-50% и оставшаяся часть - на ипотечный кредит, повышает доступность ипотечных кредитов для граждан и стимулирует платежеспособный спрос граждан на жилье.

Указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с бюджетными возможностями в зависимости от категории граждан, уровня дохода и времени ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных условий.

Особую роль в обеспечении реализации конституционного права граждан на приобретение жилья за доступную плату играют региональные программы ипотечного кредитования граждан, активно разрабатываемые и внедряемые во многих субъектах РФ.

Одной из распространенных форм использования средств региональных бюджетов является субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам, выдаваемым населению для приобретения или строительства жилья уполномоченными банками. В этом случае средства региональных бюджетов используются для компенсации банкам разницы между рыночной стоимостью кредитных ресурсов и льготной процентной ставкой для заемщиков. Как правило, такие условия ипотечного кредитования граждан выгодны банкам, получающим гарантированный доход, и заемщикам, которые получают возможность воспользоваться кредитом на льготных условиях. Однако для региональных бюджетов показанная схема жилищного кредитования граждан представляется весьма обременительной, поскольку средства из региональных бюджетов на субсидирование процентных ставок должны выделяться на протяжении продолжительного времени.

Среди администраций ряда городов получила распространение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства, которые, используя бюджетные средства, финансируют строительство жилья. Это жилье продается тем гражданам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, недостающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а частично - получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50-60% стоимости нового, 20-25% - собственные средства гражданина, на оставшиеся 15-30% стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка.

В рамках рассмотрения форм участия государства в решении жилищной проблемы граждан необходимо отметить такой способ привлечения средств граждан в жилищное строительство, как выпуск государственных жилищных облигаций или сертификатов. Основной смысл облигационного займа заключается в возможности населения постепенно накапливать средства на приобретение квартиры путем покупки облигаций, каждая из которых дает право на получение определенного количества площади жилья (например, 0,1 м2). Накопив необходимый пакет облигаций, гражданин вправе обменять его на квартиру соответствующей площади. В предлагаемой схеме гражданам предоставляется право на приобретение жилья только в определенных домах, по качеству не всегда отвечающих требованиям граждан.

Кроме рассмотренных форм поощрения государственными органами власти и органами местного самоуправления развития жилищного кредитования населения, в регионах используются иные схемы жилищного кредитования граждан, например, с использованием товарных кредитов. В этом случае гражданин получает кредит в виде строительных материалов и расплачивается по кредиту натуральной продукцией. Такая схема жилищного кредитования населения подходит в большей степени для сельской местности.

Все описанные выше формы участия государства в решении жилищной проблемы граждан носят переходный характер и соответствуют современному этапу развития российской экономики. Они необходимы на пути становления полноценной системы жилищного кредитования граждан, основанной исключительно на рыночных механизмах.

Социальный найм жилых помещений

В действительности, рыночные принципы регулирования жилищных отношений в РФ, ввиду низкой платежеспособности населения и весьма ограниченных финансовых возможностей государства, не получили предполагаемого распространения и не дали ожидаемых результатов.

Сложившиеся социально-экономические условия свидетельствуют о том, что одним из важнейших правовых средств обеспечения жильем нуждающихся граждан остается предоставление жилья из государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на основании договора социального найма. Иными словами, по-прежнему, большое количество российских семей возлагает надежды улучшить свои жилищные условия именно на государство.

Нельзя отрицать, что институт государственного обеспечения жильем имеет свои определенные негативные стороны. В то же время с учетом нынешних объективно сложившихся обстоятельств выглядит сомнительной эффективность жилищной системы, построенной исключительно на рыночных принципах регулирования. Сохранение сочетания рыночных механизмов обеспечения жильем с административным распределением жилья из фонда социального использования в настоящее время необходимо.

Институт найма жилого помещения - традиционный институт гражданского права. Вместе с тем стоит отметить, что исследован он был, в основном, в условиях, когда доминировало государственное обеспечение жильем всех без исключения категорий граждан. В современной правовой литературе уделяется недостаточное внимание проблемам обеспечения государством нуждающихся граждан жильем, что связано, скорее всего, с обыкновенной недооценкой названных отношений и регулирующих их правовых институтов.

Договор социального найма жилого помещения можно определить как соглашение, по которому наймодатель обязуется бесплатно предоставить во владение и пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение в жилищном фонде социального использования, как правило, в виде отдельной квартиры в пределах нормы жилой площади, а наниматель обязуется использовать помещение по назначению, своевременно производить оплату найма жилого помещения и оплату коммунальных услуг.

Наем жилого помещения социального использования является в основном предметом регулирования жилищного законодательства. К договору социального найма применимы лишь некоторые указанные статьи Гражданского кодекса РФ. Иные положения Гражданского кодекса РФ применяются к договору социального найма в субсидиарном порядке, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Жилые помещения из фонда социального использования предоставляются только определенным категориям нуждающихся граждан. К таким категориям относятся малоимущие и иные указанные в законе категории граждан.

В Законе РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" перечислены лица, за которыми сохраняется право на получение жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на основании договора социального найма. Среди них, помимо малоимущих семей, указаны инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица, инвалиды труда, а также инвалиды с детства, ветераны войны, семьи погибших при исполнении государственных обязанностей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Кроме указанных лиц, в настоящее время в соответствии с законодательством РФ право на получение бесплатного жилья в жилищном фонде социального использования предоставлено также военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, судьям, прокурорским работникам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы и иным категориям граждан. Перечисленным гражданам жилье из фонда социального использования предоставляется в качестве привилегии с учетом их особого служебного статуса или заслуг перед Отечеством. Материальное положение названных лиц во внимание не принимается.

Право на получение жилого помещения возникает у определенной в законе категории граждан при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Критерии нуждаемости определены в Жилищном кодексе РСФСР. Эти критерии во многом потеряли свою актуальность и требуют значительной корректировки в соответствии с требованиями сегодняшнего времени.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Одним из самых распространенных дополнительных условий является срок постоянного проживания в определенном месте.

Гражданин, у которого имеется право на получение жилья, должен быть принят на учет. Предоставление жилых помещений производится в порядке очередности, которая определяется, исходя из времени принятия на учет. Законом предусмотрено право некоторых категорий граждан на получение жилого помещения в первоочередном и внеочередном порядке.

Существующая система множества очередей встречает справедливую критику. При малых объемах строительства такая многоочередность выглядит ничем не гарантированной формальностью (из-за длительного невыделения жилья внутри каждого вида очереди создается своя очередь). В этой ситуации требуется серьезный пересмотр льгот по очередности предоставления жилья. Так, право на внеочередное предоставление жилья следует закрепить лишь за гражданами, попавшими в чрезвычайные ситуации. Остальные льготные категории граждан целесообразно относить к первоочередникам.

Предметом договора социального найма может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта.

Жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам в пределах определенной в законе нормы жилой площади, которая в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР составляет 12 м2 на одного человека. Субъектами РФ норма жилой площади может быть установлена в более высоком размере в зависимости от экономических возможностей региона.

Основанием для вселения в жилое помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда является ордер. Однако жилищное правоотношение возникает только из договора социального найма, с момента заключения которого наниматель приобретает права и обязанности по пользованию жилым помещением.

В дореформенный период заключению договора не придавалось правоустанавливающего значения (договор в большинстве случаев не заключался). Современное правовое регулирование жилищных отношений отличает более последовательное применение в жилищно-правовой сфере юридических институтов, которые свойственны странам с рыночной экономикой, поскольку в условиях развития экономических преобразований стало очевидно, что решать жилищную проблему без привлечения современных гражданско-правовых институтов невозможно.

В обязанность нанимателя входит ежемесячная оплата найма жилого помещения социального использования и предоставляемых ему коммунальных услуг.

Наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Сумма превышения максимально допустимых размеров таких расходов должна компенсироваться предоставлением гражданину субсидии.

Договор социального найма является бессрочным. Однако в случае, если оплата жилья по договору социального найма жилого помещения не осуществляется в течение 6 месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития.

Перспективы участия государства в решении жилищной проблемы граждан

Подводя итоги рассмотрению современных форм участия государства в решении жилищной проблемы граждан, следует отметить, что в условиях постепенного сокращения государственного и муниципального жилищного фонда становится очевидно, что государство не в состоянии обеспечить жильем всех нуждающихся граждан.

Учитывая, что большинство категорий граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет бюджетных средств, были определены еще до реформ, обязательства по обеспечению их жильем не могут быть исполнены сегодня в полной мере в связи с ограниченными бюджетными возможностями и должны быть пересмотрены с точки зрения обоснованности и необходимости.

Однако в нынешних условиях, когда большая часть населения находится за чертой бедности или имеет доходы, не позволяющие делать сколько-нибудь крупные финансовые вложения в решение своей жилищной проблемы, говорить о полном переходе на рыночные принципы удовлетворения жилищных потребностей населения рано.

Помимо уровня жизни граждан РФ полноценной работе рыночных механизмов в жилищной сфере препятствует несовершенство федерального законодательства. Многие нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, будучи принятыми еще в советском государстве или в начале проведения рыночных реформ, во многом устарели и не отвечают современным экономическим требованиям (например, Жилищный кодекс РСФСР).

Среди серьезных проблем, обуславливающих медленное развитие рыночных отношений в жилищной сфере, также следует назвать нестабильность экономической ситуации, которая не позволяет населению осуществлять долгосрочное планирование вложения собственных финансовых средств в покупку и строительство жилья.

Необходимо отметить, что не последнюю роль в торможении преобразований в сфере жилищных отношений играет и общественное мнение, которое в своем большинстве было сформировано в дореформенный период, когда именно государство обеспечивало жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поэтому попытки внедрения современных рыночных механизмов в сферу жилья зачастую встречают у большинства населения непонимание.

Указанные, а также многие другие проблемы современности обуславливают дальнейшее сохранение практики предоставления бесплатного жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования некоторым категориям населения, а также широкое участие государственных бюджетных средств в решении жилищной проблемы граждан РФ.

Представляется, что в дальнейшем основной акцент бюджетного финансирования должен быть сделан на бесплатном обеспечении жильем малоимущих граждан (имеющих доход ниже прожиточного уровня на одного человека), у которых шансы самостоятельно улучшить свои жилищные условия равны нулю по причине их финансовой несостоятельности. Имеющиеся в настоящее время у некоторых категорий граждан льготы по бесплатному обеспечению жильем, связанные, например, с их профессиональной принадлежностью, могут быть успешно заменены на право получения ими бюджетных субсидий для приобретения жилья. В этой ситуации в решении жилищных проблем граждан будут задействованы не только бюджетные источники финансирования, но и кредитные средства, а также собственные средства граждан.

В долгосрочной перспективе предполагается, что жилищный сектор приобретет устойчивое функционирование, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без существенного участия государства в лице федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и привлечения значительных объемов бюджетных средств.

Семина Татьяна Александровна окончила юридический факультет Московской гуманитарно-социальной академии по специальности "юриспруденция" (гражданско-правовая специализация), работала в Приемной Правительства Москвы в должности ведущего специалиста. С октября 2002 г. работает в Главном государственно-правовом управлении Президента РФ в должности ведущего специалиста, а с августа 2003 г. - в должности специалиста-эксперта.

Примечания

1. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-10 г., утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.01 № 675.

2. Пчелинцева Л.М. Обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан: новое в правовом регулировании // Журнал российского права. 2002. № 8. С. 103.

3. Например, Закон г. Москвы от 15.01.03 № 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".

4. Например, московская программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-05 гг., утвержденная постановлением Правительства г. Москвы от 01.10.02 № 805-ПП.