Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (18) Март 2004г

Инвестиции в коммунальную сферу. Департамент топливно-энергетического хозяйства

Аксенов П.Н., Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства г.Москвы

Москва является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России. Спрос на них в мегаполисе неуклонно растет.

В этой связи подготовлен план ввода до 2010 г. дополнительных генерирующих мощностей для покрытия прироста перспективных тепловых и электрических нагрузок города. Строительство новых источников генерации предполагается в пределах территории или с небольшими ее прирезками на существующих районных тепловых станциях (РТС), газораспределительных станциях, объектах Мосводоканала, заводах города Москвы.

В частности, если в 2003 г. было реконструировано 12, то в 2004 г. принято решение оснастить 15 РТС газотурбинными установками (ГТУ). Благодаря такой модернизации обеспечивается собственная потребность РТС в электроэнергии. Более того, вырабатываемые излишки электроэнергии выдаются в сеть. В настоящее время ГТУ-надстройка полностью сформирована на территории РТС "Люблино", ведутся проектные работы еще на ряде РТС. Запланировано строительство парогазовой установки на РТС "Строгино" (для обеспечения электроэнергией Краснопресненской магистрали с Серебряноборскими тоннелями), ГТУ на РТС "Химки-Ховрино" и др.

Не менее важные и сложные задачи необходимо решать и в области теплоснабжения. По прогнозу института Генерального плана, прирост теплопотребления до 2010 г. составит 9,8 тыс. Гкал/ч.

В 2004 г. будут введены РТС с ГТУ "Курьяново", РТС "Пенягино" и "РТС-3" в Зеленограде, а также начато строительство таких важных для города объектов, как ТЭС в пос. Северный и ТЭС-ГТУ "Кожухово".

В условиях неизбежного увеличения количества потребителей энергии важная роль отводится снижению показателей энергоемкости городского хозяйства на основе выполнения Городской программы по энергосбережению.

Одним из наиболее значимых мероприятий в области энергосбережения, намеченных к реализации в ближайшее время, является установка счетчиков холодной и горячей воды в жилых домах. Потребность в общедомовых узлах учета составляет в настоящее время порядка 24 тыс. штук. Работа по их установке будет завершена к началу отопительного сезона 2005 г.

Среди мероприятий, дающих значительный энергосберегающий эффект в топливно-энергетическом комплексе, можно выделить внедрение труб из сшитого полиэтилена и трубопроводов в пенополиуретановой изоляции. В 2003 г. на предприятиях Департамента было внедрено, соответственно, 19 и 20 км таких трубопроводов. Эти технологии позволяют увеличить срок службы трубопроводов до 30 лет, сократить сроки профилактических летних отключений горячей воды в жилых домах. В районах новостроек, где проложены тепловые сети по новой технологии, отключения могут не производиться в течение ряда лет. В качестве примера: в 2003 г. не отключались тепловые сети в районах Южное Бутово - 199 жилых строений, в Люблино - 54, в Пенягино - около 80. Планируется провести такие работы в Строгино и Северном Бутово, Северо-Восточном Лианозово, Восточном Измайлово. Эти объемы будут возрастать. Кроме того, трубы в пенополиуретановой изоляции, прокладываемые в настоящее время, имеют систему дистанционного контроля увлажнения изоляции, что позволяет моментально определять место повреждения трубопровода и принимать оперативные меры по его ликвидации.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства

Важнейшими направлениями на предстоящий год в реформировании жилищно-коммунальной отрасли определены повышение эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания на основе дальнейшего развития конкурентных отношений, привлечение населения к управлению жилищным фондом через товарищества собственников жилья и другие объединения граждан.

Расходы на эксплуатацию жилищного фонда запланировано профинансировать в сумме 16,3 млрд руб. (в 2003 г. - 15,1 млрд руб.), его капитальный ремонт - 9,2 млрд руб. (в 2003 г. - 7,9 млрд руб.).

В рамках этой программы будет выполнен ремонт стальной (288,4 тыс. м2) и мягкой кровли (655,3 тыс. м2). При ремонте крыш будет широко использоваться хорошо зарекомендовавший себя материал "Филизол-супер", обладающий высокими показателями по долговечности.

Большое внимание будет уделено состоянию лифтового хозяйства. В этой связи принимаются меры по увеличению объемов ремонтных работ. Всего в течение года планируется отремонтировать 95 107 лифтов, заменить - 705, модернизировать - 2368. Активно внедряются антивандальные лифты, обладающие высокой огнеустойчивостью. Если раньше кабина лифта изготавливалась из ДСП, обшитой пластиком, то теперь - из стали. Прибор освещения в лифте выполнен из специального пластика, также не поддающегося горению.

В 2004 г. запланировано дальнейшее развитие программы "Мой двор, мой подъезд". Из средств бюджета города на нее выделяется 3,2 млрд руб., из целевых бюджетных фондов развития территорий г. Москвы - 1,9 млрд руб.

В сфере дорожно-транспортного строительства планируется строительство Краснопресненского туннеля от Московской кольцевой дороги до проспекта Жукова с большой эстакадной развязкой, длиной более 4 км. В целом строительство рассчитано на 2 года. В 2004 г. будет завершено строительство Новоарбатского и Донбасского мостов, закончено расширение Киевского шоссе, начато строительство развязки Шереметьевской улицы, реконструкции туннеля под Ленинградским шоссе. Для полноценного функционирования 3-го транспортного кольца в 2004 г. планируется развернуть работы по строительству транспортных развязок на пересечении Беговой улицы с Ленинградским проспектом и на пересечении Сущевского вала с Шереметьевской улицей.

В Юго-Западном административном округе будут введены в эксплуатацию 3 пешеходных перехода в районе пересечения Балаклавского и Севастопольского проспектов; будет начато строительство подземных переходов на Садовом кольце на Кудринской и Сухаревской площадях.

Программа ремонта дорог города, установленная Правительством Москвы, будет выполнена в объеме 11 тыс. м2, в том числе капитальный (6500 м2) и текущий (4500 м2) ремонт.

В 2004 г. в целях обеспечения безопасности движения пешеходов и, в первую очередь, школьников будет продолжена работа по упорядочению размещения искусственных дорожных неровностей на второстепенных дорогах вблизи детских учреждений. В настоящее время на улицах города имеется 447 "лежачих полицейских".

Будет продолжен анализ износостойкости новых асфальтовых покрытий с использованием щебнемастичных и высокоплотных асфальтобетонных смесей, уложенных в 2003 г. в левых полосах с целью уменьшения колейности на 27-29 км (внешнее) МКАД и Новорязанском шоссе. В случае ожидаемого положительного результата опыт будет расширен на другие магистрали. Под контролем находится также покрытие с резиновой крошкой "Битрек", уложенное на Ярославском шоссе, а также силами префектур ЦАО, ЮВАО, СВАО, г. Зеленограда при выполнении ими работ по капитальному ремонту дорожных покрытий.

В 2004 г. в Москве будет открыто 7 новых автобусных маршрутов в районах массовой жилой застройки. Запланировано приобрести 805 автобусов, 309 троллейбусов (16 модернизированных), 119 трамваев (19 модернизированных).

В 2004 г. Московским метрополитеном запланирован ввод в эксплуатацию второго выхода станции "Маяковская". Будет начато проектирование и строительство легкого метрополитена от станции "Юго-Западная" в район Солнцево, а также строительство Митинско-Строгинской линии на участке "Парк Победы"-"Кунцевская". Начнется строительство и проектирование Бутовской линии "Бульвар Дмитрия Донского"-"Новокурьяново" с соединительной веткой и электродепо.

В нынешнем году продолжится разработка и реализация генерального плана реконструкции аэропорта "Внуково", государственный пакет акций которого передан г. Москве. Запланирована комплексная модернизация аэропорта со строительством нового международного терминала.

В настоящее время ведется приемка пускового комплекса первоочередной трассы Московской монорельсовой транспортной системы на участке станция "Тимирязевская"-станция "Ул. Сергея Эйзенштейна". Государственной комиссией принято депо, 30.01.04 г. начала работу приемочная комиссия по станциям, трассе, энергохозяйству. Проводятся комплексные испытания Московской монорельсовой транспортной системы и пробеговые испытания головного электроподвижного состава (на 30.01.04 г. пробег составил около 600 км). При бездефектном пробеге 3000 км будет приниматься решение об открытии пассажирского движения.

Важными задачами на 2004 г. являются разработка и изготовление действующего макетного образца транспортного средства нового поколения (скоростного монорельса) для городских и вылетных магистралей, а также участие в подготовке предложений по проектированию скоростной транспортной системы на магнитном подвесе Москва - Санкт-Петербург с подвижным составом, обеспечивающим скорость до 500 км/ч.

На строительство объектов санитарной очистки города в 2004 г. из бюджета города будет направлено 1,6 млрд руб.

Завершились работы по строительству и вводу мощностей мусоросжигательных заводов и мусороперегрузочной станции в промзоне Руднево и на Алтуфьевском шоссе, а также в промзоне Котляково. Продолжится строительство мусоросжигательного завода № 3 на ул. Подольских курсантов, полигона по захоронению твердых бытовых отходов "Икша".

Аксенов Петр Николаевич. Кандидат экономических наук. В 2000 г. назначен префектом Южного административного округа г. Москвы, с 2002 г. - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы.