Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (18) Март 2004г

Основные правовые аспекты Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Рукас Н.И., Заместитель начальника отдела государственного, административного и международного права Правового управления Аппарата Правительства РФ, государственный советник РФ 2 го класса

Принятие Федерального закона от 08.12.03 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"1 (далее ФЗ-164) обусловлено прежде всего интенсивным развитием внешнеторговых связей РФ, ее интеграцией в мировую экономику и необходимостью, вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная идея ФЗ-164 заключается в адаптации действующего внешнеторгового законодательства к новым правовым и экономическим реалиям присоединения РФ к ВТО. При подготовке, разработке и принятии ФЗ-164 учитывались основные нормативные акты, действующие в рамках ГАТТ/ ВТО2.

ФЗ-164 определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), обеспечения благоприятных условий для ВТД как российских, так и иностранных предпринимателей, защиты экономических интересов РФ. В ФЗ-164, по сравнению с ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"3, более четко определены предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД, а также предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ в этой области.

Отличительной особенностью ФЗ-164, прежде всего, является сама структура законодательного акта, отражающая более четкое разграничение положений, касающихся государственного регулирования ВТД в области международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также наличие обособленного понятийного аппарата. Структура акта направлена на облегчение понимания и применения норм ФЗ-164 на практике.

В ФЗ-164 уточняются определения основных понятий (ВТД, импорт и экспорт) и вводится ряд новых (транзит, зона свободной торговли, таможенный союз и др.).

ФЗ-164 регламентирует основы государственного регулирования ВТД на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, включающих следующие меры:

  • установление и отмена импортных и экспортных таможенных сборов и пошлин;
  • установление и отмена запретов и ограничений международной торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью;
  • установление и отмена мер экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД;
  • заключения международных торговых договоров и договоров о таможенных союзах, зонах свободной торговли, региональной экономической интеграции, поощрении и защите капиталовложений, а также о приграничной торговле;
  • установление иных мер, предусмотренных ФЗ-164.

ФЗ-164 определяются также основания для установления запретов и ограничений в международной торговле товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях обеспечения безопасности международного мира и стабильности, защиты прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских участников ВТД.

С принятием ФЗ-164 и вступлением его в силу действующее законодательство РФ в области регулирования ВТД усовершенствуется и придет в соответствие с нормами и правилами ВТО. В его развитие будут приняты соответствующие нормативные акты Правительства РФ.

ФЗ-164 определяет основы государственного регулирования ВТД. Применительно к ФЗ-164 под ВТД понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. ФЗ-164 применяется к отношениям в области государственного регулирования ВТД, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

ФЗ-164 определяет полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД в целях обеспечения благоприятных условий для ВТД, а также защиты экономических и политических интересов РФ.

ФЗ-164 установлено, что особенности государственного регулирования ВТД в области, связанной с вывозом из РФ и ввозом в РФ, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами РФ федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами4 и об экспортном контроле5.

В п. 4 ст. 1 ФЗ-164 исчерпывающе определено, что государственное регулирование внешней торговли услугами, не применяются к:

  • услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;
  • услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка РФ в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;
  • финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства РФ или с использованием государственных финансовых ресурсов.
* * *

Для целей в ст. 2 ФЗ-164 сформулированы 28 основных понятий, расположенных в алфавитном порядке, среди которых целесообразно выделить следующие: аналогичный товар, товар, непосредственно конкурирующий товар, экспорт товара, ВТД, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, внешняя торговля информацией, внешняя торговля услугами, зона свободной торговли, импорт товара, иностранное лицо, российское лицо, коммерческое присутствие, международный транзит, нетарифное регулирование, нетарифное регулирование, таможенно-тарифное регулирование, таможенный союз, участники ВТД.

Статьей 3 ФЗ-164 установлено, что государственное регулирование ВТД основывается на Конституции РФ6 и осуществляется в соответствии с ФЗ-164, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В ст. 4 ФЗ-164 сформулированы основные принципы государственного регулирования ВТД:

  • защита государством прав и законных интересов участников ВТД, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Под участниками ВТД понимаются российские и иностранные лица, занимающиеся ВТД;
  • равенство и недискриминация участников ВТД, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • единство таможенной территории РФ;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств). Под взаимностью понимается предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;
  • обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;
  • выбор мер государственного регулирования ВТД, являющихся не более обременительными для участников ВТД, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования ВТД;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования ВТД;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования ВТД;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во ВТД и нанесения ущерба участникам ВТД и экономике РФ;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника ВТД на осуществление ВТД;
  • единство системы государственного регулирования ВТД;
  • единство применения методов государственного регулирования ВТД на всей территории РФ.
* * *

В ст. 6-9 ФЗ-164 исчерпывающе определяются предметы ведения и полномочия РФ и субъектов РФ в области ВТД, а также исчерпывающе определены правовые моменты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Так, ст. 6 ФЗ-164 за закрепляет 12 предметов ведения РФ в области ВТД. Статья 7 ФЗ-164 называет 5 предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ в области ВТД. В ст. 8 ФЗ-164 определены 4 полномочия субъектов РФ в области ВТД7.

В частности установлено, что субъекты РФ в области ВТД в пределах своей компетенции имеют право:

  • проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;
  • содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов РФ и по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти и Министерством иностранных дел РФ. Под соответствующим федеральным органом исполнительной власти в данном случае понимается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сейчас это Министерство экономического развития и торговли РФ), который Правительство РФ в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования ВТД;
  • открывать представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ;
  • осуществлять формирование и реализацию региональных программ ВТД.

При этом ст. 9 ФЗ-164 установлено, что уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти обязан согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ проекты планов и программ развития ВТД, затрагивающих интересы субъектов РФ и находящихся в пределах их компетенции.

Пунктом 4 ст. 9 ФЗ-164 определено, что органы исполнительной власти субъекта РФ обязаны информировать компетентный федеральный орган исполнительной власти обо всех действиях, предпринятых субъектом РФ по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ в области ВТД.

* * *

Статьей 10 ФЗ-164 установлено, что участниками ВТД являются любые российские лица и иностранные лица, обладающие правом осуществления ВТД. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, ФЗ-164 и другими федеральными законами.

Под российскими лицами понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. В понятие "российские юридические лица" также входят физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющиеся гражданами РФ или имеющие право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.

Под иностранными лицами понимаются юридические лица, являющиеся таковыми по праву иностранного государства, организация и физические лица, которые не являются российскими лицами.

ФЗ-164 предусмотрено, что РФ, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют ВТД только в случаях, установленных федеральными законами (ст. 11).

* * *

ФЗ-164 исчерпывающе определил основные положения государственного регулирования ВТД.

Так, в ст. 12 ФЗ-164 исчерпывающе прописаны методы государственного регулирования ВТД, которые осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, ФЗ-164, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:

  • таможенно-тарифного регулирования (путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);
  • нетарифного регулирования (путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);
  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
  • мер экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД и предусмотренных ФЗ-164.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется в целях регулирования внешней торговли товарами. Перемещение товаров с одной части таможенной территории РФ на другую часть таможенной территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами.

Таможенно-тарифное регулирование также осуществляется для защиты государством внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ. В данном случае Правительством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Статьей 20 ФЗ-164 установлено, что нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в следующих исключительных случаях.

1. Путем установления Правительством РФ количественных ограничений, таких как:

  • временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;
  • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:
    а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения. Под аналогичным товаром понимается товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;
    б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;
    в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
    г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
    д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством РФ на продовольственные и сельскохозяйственные товары, определяются Правительством РФ.

В случае, если ФЗ-164 допускается установление количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара, то такие ограничения применяются на недискриминационной основе вне зависимости от страны происхождения товара, если иное не предусмотрено ФЗ-164 (ст. 22).

Например, если при установлении количественных ограничений импорта товара проводится распределение долей импорта товара между заинтересованными иностранными государствами, то в данном случае принимается во внимание предыдущий импорт товара из таких государств.

Положения ч. 1 и 2 ст. 22 ФЗ-164 могут не применяться в отношении товара, происходящего из иностранного государства (групп государств), с которым у РФ нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам или группам государств.

Положения ч. 1 и 2 ст. 22 ФЗ-164 не препятствуют соблюдению обязательств, предусмотренных международными договорами РФ о приграничной торговле, таможенном союзе или зоне свободной торговли.

При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников ВТД в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке (ст. 23 ФЗ-164).

2. Статьей 24 ФЗ-164 предусмотрено лицензирование в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в следующих случаях:

  • введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  • реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  • предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • выполнения РФ взятых международных обязательств.

Наличие лицензии является основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

Лицензия выдается участникам ВТД соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

Компетентный федеральный орган исполнительной власти формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

Статьей 25 ФЗ-164 предусмотрено наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, которое устанавливается как временная мера в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Разрешения выдаются без ограничений любым участникам ВТД на основании заявлений, представленных по форме, компетентным федеральным органом исполнительной власти. Срок выдачи разрешения не может превышать 3 рабочих дня с даты подачи заявления. Компетентному федеральному органу исполнительной власти предписано, что для получения разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров требуется представление только заявления участника ВТД. Отсутствие разрешения является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ.

3. Статьей 26 ФЗ-164 предусмотрено, что участникам ВТД может быть предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и (или) импорт которых предоставляется исключительное право, а также организации, которым предоставляется исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензии. Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров выдаются компетентным федеральным органом исполнительной власти.

Сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, совершенные без лицензии на осуществление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, являются ничтожными.

Организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями.

4. Для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с ФЗ от 08.12.03 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"8 могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров (ст. 27 ФЗ-164).

Статья 29 ФЗ-164 говорит о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. Уместно отметить, что к поставкам товаров для государственных нужд в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, не применяется национальный режим. Этой статьей предусматривается, что в соответствии с законодательством о налогах и сборах не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключением ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхождения товаров.

Технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. То есть в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, применяется национальный режим.

К товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара.

Под аналогичным товаром российского происхождения понимается товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара.

Под непосредственно конкурирующим товаром российского происхождения понимается товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления.

В отношении товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с РФ о предоставлении товарам российского происхождения национального режима, в соответствии с законодательством РФ может предоставляться иной режим регулирования.

Статья 30 ФЗ-164 устанавливает, что все платежи, установленные нормативными правовыми актами РФ, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров и не являющиеся таможенными пошлинами и иными налогами, не должны превышать приблизительную стоимость оказанных услуг и представлять собой защиту товаров российского происхождения или обложение в фискальных целях.

Эта статья применяется к платежам, взимаемым в связи с импортом и экспортом товаров, в том числе относящимся к:

  • количественным ограничениям;
  • лицензированию;
  • осуществлению валютного контроля;
  • статистическим услугам;
  • подтверждению соответствия продукции обязательным требованиям;
  • экспертизе и инспекции;
  • карантину, санитарной службе и фумигации.

Статья 31 ФЗ-164 посвящена международному транзиту, которая не применяется к международному транзитному движению воздушных судов, за исключением воздушных транзитных перевозок товаров. Под международным транзитом понимается перемещение через таможенную территорию РФ товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории РФ;

В данной статье имеется следующая оговорка. Если иное не установлено федеральными законами, международный транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходящим для международных перевозок. При международном транзите не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации, месте происхождения судна, месте захода, месте выхода или пункте назначения, пункте отправления или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар, судно или другие транспортные средства, если иное не предусмотрено ФЗ-164, иными федеральными законами.

В соответствии с таможенным законодательством РФ могут устанавливаться требования о ввозе отдельных видов товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ или вывозе отдельных видов товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ через определенный пункт пропуска через Государственную границу РФ и об их перемещении по определенным маршрутам.

Статьей 32 ФЗ-164 установлено, что в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

  • необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • относятся к импорту или экспорту золота или серебра;
  • применяются для защиты культурных ценностей;
  • необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;
  • необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;
  • необходимы для выполнения международных обязательств РФ;
  • необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:
    а) применения таможенного законодательства РФ;
    б) представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;
    в) охраны окружающей среды;
    г) обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;
    д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;
    е) защиты интеллектуальной собственности;
    ж) предоставления исключительного права.

Положения рассматриваемой статьи могут не применяться в отношении товаров, происходящих из иностранных государств или групп иностранных государств, с которыми у РФ нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый иным государствам или группам государств.

* * *

ФЗ-164 осуществляется государственное регулирование ВТД в области внешней торговли услугами.

Так, ст. 33 ФЗ-164 установлено, что внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:

  • с территории РФ на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию РФ;
  • на территории РФ иностранному заказчику услуг (иностранному лицу, заказавшему услуги (работы) или пользующиеся ими);
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства. Под коммерческим присутствием понимается любая допускаемая законодательством РФ или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории РФ или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;
  • иностранным исполнителем услуг, оказывающим услуги (выполняющим работы) и не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Если иное не предусмотрено международными договорами РФ, внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

ФЗ-164 или другими нормативными правовыми актами РФ в отношении мер, затрагивающих внешнюю торговлю услугами, иностранным исполнителям услуг и оказываемым способами, указанными в в ст. 33 ФЗ-164 (если иное не предусмотрено международными договорами РФ), услугам предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и оказываемым ими на территории РФ услугам. Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг.

Национальный режим в отношении внешней торговли услугами, предусмотренный положениями ч. 1 ст. 34 ФЗ-164, не применяется к оказанию услуг (выполнению работ) для государственных нужд.

Статьей 35 ФЗ-164 законодателем установлено, что независимо от положений ст. 34 ФЗ-164 в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры:

  • необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • необходимы для выполнения международных обязательств РФ;
  • необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • необходимы для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, защиты прав и законных интересов инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, исполнителей финансовых услуг;
  • направлены на обеспечение равного или эффективного установления или сбора налогов в отношении иностранных исполнителей услуг и (или) способов оказания услуг, указанных в п. 2, 4, 6 и 8 ч. 1 ст. 33 ФЗ-164;
  • являются мерами по реализации положений договора об избежании двойного налогообложения;
  • необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям ФЗ-164 нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:
    а) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;
    б) предотвращения недобросовестной практики или последствий невыполнения договоров, предметом которых является оказание услуг;
    в) защиты от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц в отношении обработки и распространения сведений личного характера и защиты конфиденциальной информации о личности и личных счетах.
* * *

ФЗ-164 (ст. 36) установлено государственное регулирование ВТД в области внешней торговли интеллектуальной собственностью.

В соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для:

  • соблюдения общественной морали или правопорядка;
  • охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • выполнения международных обязательств РФ;
  • обеспечения обороны страны и безопасности государства и в других предусмотренных ФЗ-164 случаях.
* * *

ФЗ-164 установлены особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Статьей 37 ФЗ-164 определено, что в соответствии с указами Президента РФ внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН.

В целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса РФ Правительство РФ может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. 37 ФЗ-164). Такие меры вводятся или усиливаются в случае, если необходимо остановить серьезное сокращение валютных резервов РФ или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов РФ, а также достигнуть разумного темпа их увеличения (если валютные резервы очень малы). Такие меры вводятся Правительством РФ на срок, который необходим для достижения поставленных целей, с учетом международных обязательств РФ. Правительство РФ при введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию таких мер.

Решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса РФ принимается Правительством РФ по представлению Центрального банка РФ.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ (ст. 39 ФЗ-164).

Статьей 40 ФЗ-164 установлено, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

  • не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении РФ;
  • предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы РФ, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;
  • не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;
  • не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории РФ.

Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц.

ФЗ-164 предусмотрено, что компетентный федеральный орган исполнительной власти собирает и обобщает информацию, связанную с нарушением иностранным государством прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц в случаях, указанных в ч. 1 ст. 40 ФЗ-164. Если в результате рассмотрения поступившей информации этот федеральный орган исполнительной власти сделает вывод о целесообразности введения ответных мер в связи с нарушениями ст. 40 ФЗ-164, он представляет в Правительство РФ доклад, содержащий согласованные с Министерством иностранных дел РФ предложения о введении ответных мер.

Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

* * *

ФЗ-164 установлены особые режимы осуществления ВТД. В частности ст. 41 ФЗ-164 определено, что приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международного договора РФ с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима ВТД в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. При этом указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у РФ заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству.

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре РФ с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в них.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления ВТД, определяются Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

* * *

Статьи 43-45 ФЗ-164 посвящены вопросам государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок9.

Под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, совершаемая при осуществлении ВТД и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

В случае установления в соответствии с ФЗ-164 запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок.

По основаниям, указанным в ч. 1 ст. 38 ФЗ-164, установлено, что Правительство РФ может устанавливать ограничения в отношении использования внешнеторговых бартерных сделок при осуществлении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. 43 ФЗ-164).

Статьей 44 ФЗ-164 предусмотрено, что внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством РФ. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством РФ и Центральным банком РФ в соответствии с законодательством РФ.

В ст. 45 ФЗ-164 содержатся особенности осуществления внешнеторговых бартерных сделок.

В документе, оформляющем внешнеторговую бартерную сделку, должны указываться:

  • дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки;
  • номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара. В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (далее -- встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из РФ товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров;
  • перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;
  • перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Российские лица, которые заключили внешнеторговые бартерные сделки или от имени которых заключены такие сделки, в сроки, установленные законодательством РФ для осуществления текущих валютных операций и исчисляемые с даты фактического пересечения экспортируемыми из РФ товарами таможенной границы РФ, с момента оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности обязаны обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию РФ равноценных по стоимости товаров, оказание иностранными лицами равноценных услуг, выполнение равноценных работ, передачу равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности с подтверждением факта ввоза товаров, оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности соответствующими документами, а также получение платежных средств и зачисление на счета указанных российских лиц в уполномоченных банках соответствующих денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств.

Превышение сроков, предусмотренных в ч. 2 ст. 45 ФЗ-164, и выполнение иностранным лицом обязательства по внешнеторговой бартерной сделке способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию РФ товаров, оказание иностранным лицом услуг, выполнение работ, передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности, допускаются только при условии получения разрешения, выдаваемого в порядке, определенном Правительством РФ.

При экспорте товаров выполнение российскими лицами обязанности, предусмотренной в ч. 2 ст. 45 ФЗ-164 статьи, является требованием таможенного режима экспорта.

Статьей 45 ФЗ-164 установлено, что при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок по договору на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве встречные товары могут быть реализованы без их ввоза на таможенную территорию РФ. При этом фактическое получение встречных товаров должно быть подтверждено соответствующими документами, а российские лица не позднее чем через 90 дней со дня фактического получения встречных товаров обязаны обеспечить их реализацию по рыночным ценам, действующим в стране их реализации, и зачисление на свои счета в уполномоченных банках на территории РФ всех денежных средств, полученных от их реализации, или получение платежных средств.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, в случае, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств.

Под паспортом внешнеторговой бартерной сделки понимается документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок.

При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы РФ представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки.

* * *

В ФЗ-164 определены мероприятия, содействующие развитию ВТД. Статья 46 ФЗ-164 предусмотрено, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ мероприятия (включая необходимое их финансирование), содействующие развитию ВТД, в том числе обеспечивают:

  • кредитование участников ВТД;
  • функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
  • организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;
  • проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Статьей 47 ФЗ-164 предусмотрено, что в целях развития и повышения эффективности ВТД для ее участников создается система внешнеторговой информации, управление которой осуществляется компетентным федеральным органом исполнительной власти.

Система внешнеторговой информации включает в себя следующие сведения:

  • о российских лицах и об иностранных лицах, осуществляющих ВТД на российском рынке;
  • о российских лицах и об иностранных лицах, получивших квоты и лицензии;
  • о международных торговых договорах и об иных договорах РФ в области внешнеэкономических связей;
  • о российском и об иностранном законодательстве в области ВТД;
  • о деятельности торговых представительств РФ в иностранных государствах;
  • о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области ВТД;
  • о таможенной статистике внешней торговли РФ;
  • о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;
  • о законодательстве РФ в области технического регулирования;
  • о правонарушениях в области ВТД;
  • о перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ или вывоз которых с ее территории запрещен;
  • другие полезные для осуществления ВТД сведения.

Компетентный федеральный орган исполнительной власти в разумный срок обязан предоставить необходимую информацию в области ВТД российскому лицу или иностранному лицу, участвующим во ВТД, за плату, не превышающую стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства в полном объеме поступают в федеральный бюджет.

В соответствии со ст. 48 ФЗ-164 Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ обеспечивает создание федеральной системы статистической отчетности, сбор и разработку по единой методике сопоставимых с используемыми в международной практике статистических данных. К этим данным относятся данные о:

  • внешней торговле РФ, полученные на основе государственной статистической отчетности и таможенной статистики внешней торговли РФ, в том числе торговые балансы РФ;
  • платежном балансе РФ, в том числе статистике внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, движения капитала.

Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ обеспечивает ежемесячное, ежеквартальное и ежегодное официальное опубликование статистических о внешней торговле РФ, полученные на основе государственной статистической отчетности и таможенной статистики внешней торговли РФ, в том числе торговые балансы РФ.

Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств и вступает в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры РФ, а также участвует в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ (ст. 49 ФЗ-164).

Статья 50 ФЗ-164 предусмотрено, что внешнеэкономические интересы РФ в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также созданными на основании международных договоров РФ торговыми представительствами РФ. При этом установлено, что решения, связанные с учреждением торговых представительств РФ в иностранных государствах, принимаются Правительством РФ.

Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам учреждаются в РФ на основании международных договоров, заключенных РФ с соответствующими иностранными государствами (ст. 51 ФЗ-164).

* * *

В ст. 52 ФЗ-164 законодательно установлено, что контроль за осуществлением ВТД осуществляется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения положений ФЗ-164, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ о ВТД, обеспечения и защиты экономических и политических интересов РФ и субъектов РФ, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ о ВТД, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 53 ФЗ-164).

* * *

В ст. 54 установлено, что ФЗ-164 вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением ч. 4 ст. 45 ФЗ-164, которая вступила в силу с 01.01.04 со дня вступления в силу Таможенного кодекса РФ от 28.05.03 № 61-ФЗ10.

Со дня вступления в силу ФЗ-164 утрачивают силу ФЗ от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также другие законы, указанные в данной статье.

Примечания

1. Федеральный закон от 08.12.03 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. Ст. 4850.

2. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 15 апреля 1994 г., Соглашение по процедурам импортного лицензирования (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.).

3. Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3923.

4. Федеральный закон от 19.07.98 № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" // Там же. 1998. № 30. Ст. 3610.

5. Федеральный закон от 18.07.99 № 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) // Там же. 1999. № 30. Ст. 3774.

6. Российская газета. 1993. 25 дек.

7. Федеральный закон от 04.01.99 № 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 2. Ст. 231.

8. Федеральный закон от 08.12.03 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" // Там же. 2003. № 50. Ст. 4851.

9. См. также: Указ Президента РФ от 18.08.96 № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35. Ст. 4141; Постановление Правительства РФ от 31.10.96 № 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" // Там же. 1996. № 46. Ст. 5250; Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации (утв. ГТК РФ 11.04.97 № 01-23/6678, МВЭС РФ 09.04.97 № 10-83/1355, ВЭК РФ 02.04.97 № 07-26/768; с изменениями от 28.06.02; зарегистрировано в Минюсте России 27.05.97 № 1315) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 12.

10. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.