написать письмо первая страница первая страница switch to english
Межрегиональное общественное движение 'За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей'
Первая страница
Движение "За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей"
Направления работы
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Журнал "Право и безопасность"
Об издании
Очередной номер
Подписка
Наши партнеры
Архив
Правовая поддержка предприятий
Информационный сайт по недвижимости "Диалит-Недвижимость"
Правовая поддержка НКО
Центр правовой поддержки некоммерческих организаций
Контакты
Адреса, телефоны, электронная почта
Правовая информация

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 3-4 (16-17) Декабрь 2003г

Правовое обеспечение лоббирования инноваций в реальном секторе отечественной экономики - необходимое условие устойчивого развития России

Севостьянов В.Л., ученый секретарь Парламентского центра "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность" ФС РФ, Чернышев О.А., председатель Комитета по устойчивому развитию реального сектора экономики и инвестиционной деятельности Московской торгово-промышленной палаты

В настоящее время состояние отечественной экономики стабилизируется и появляется возможность ее диверсификации, позволяющей в перспективе осуществить поворот от лидирующей ныне сферы добычи и поставок за рубеж природных ресурсов к высокотехнологичной экономике, основанной на использовании знаний. Такая экономика принципиально более стабильна и отвечает критериям устойчивого развития. Поэтому в процессе постепенного экономического подъема важно избрать стратегию дальнейшего развития, ориентированную не на экстенсивное наращивание имеющихся производств (прежде всего в природно-ресурсной сфере), а линию на инновационное развитие на основе программно-целевого подхода.

Для эффективного развития инновационной деятельности необходима интеграция усилий государственной власти, научной общественности и предпринимательских структур. Опыт таких передовых в технологическом отношении стран, как США и Япония, свидетельствует, что при становлении инновационной экономики без государственного протекционизма не обойтись. Роль государства при этом заключается (помимо собственно государственного заказа в наиболее значимых для самого государства областях) в создании соответствующей нормативно-правовой базы (включающей предоставление льготных условий налогообложения, кредитования) и содействии развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (венчурных инновационных фондов, технопарков, бизнес-инкубаторов в сфере высоких технологий и т.п.). При формировании государственной политики в этой сфере большую роль может сыграть конструктивный диалог властей с научной общественностью, оказывающей органам власти экспертную поддержку. Предпринимательские структуры заинтересованы в защите своих коллективных интересов путем соответствующего лоббирования в органах государственной власти. Важно понимать, что в действительности лоббирование осуществляется так или иначе, и проблема заключается в том, что ему необходимо придать цивилизованные формы.

К концу прошлого века в России сложилась система влияния на государственные власти со стороны ограниченного числа неформальных групп, объединяющих крупных олигархов. Ведущую роль в формировании государственной экономической политики стали играть представители бизнеса, связанного с экспортом сырья и энергоресурсов, а также руководители ряда естественных монополий. По сути это означало создание антиправовой системы отношений бизнеса и власти, основанной на коррупционных связях и стимулируюшей их дальнейшее развитие. При построении гражданского общества невозможна ситуация, при которой отдельные олигархи имеют возможность влиять на принимаемые государственными властями решения в экономической сфере.

На нынешнем этапе, отличающемся укреплением вертикали власти и лояльностью парламента по отношению к президенту (что в совокупности сужает влияние олигархов), одновременно предпринимаются определенные шаги к становлению отдельных институтов гражданского общества. В частности, постепенно осознается важность активизации некоммерческих объединений (совсем недавно воспринимавшихся только в качестве благотворительных организаций или фондов, распределяющих зарубежные гранты). В рассматриваемой в данной работе сфере это прежде всего некоммерческие объединения товаропроизводителей, работающих в высокотехнологичных и наукоемких отраслях. За рубежом давно признано, что наиболее цивилизованным является ассоциативное лоббирование, менее подверженное процессам коррупции, чем лоббирование отдельных фирм. В развитых странах мира подобные структуры активно действуют в области информационно-аналитического обеспечения государственной экономической политики. Таким структурам часто поручается анализ ситуации в высокотехнологичных секторах рынка, подготовка прогнозов научно-технического прогресса в соответствующих отраслях и рекомендаций для органов государственной власти, а также экспертиза готовящихся этими органами решений. Эти структуры рассматриваются государством как выразители консолидированного мнения бизнес-сообщества, формируемого на основе союзов и ассоциаций, объединяющих на некоммерческой основе предприятия по секторам экономики. В развитых странах взаимоотношения таких структур и органов государственной власти регулируются законодательно (например, в ФРГ соответствующие нормы предусмотрены регламентом бундестага и "Кодексом поведения члена бундестага"; ассоциативное лоббирование со стороны бизнес-сообщества ФРГ официально организуется через "Федеральный союз германской промышленности"). В России препятствием на пути развития цивилизованного лоббирования является отсутствие соответствующей правовой базы. Еще в 1995 г. в Государственную Думу РФ был внесен проект закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", однако процесс его принятия не продвигается. Между тем отсутствие в России легальных лоббистских структур сейчас препятствует защите позиций российских товаропроизводителей на международной арене (например, при рассмотрении последствий планируемого вступления нашей страны в ВТО), сказывается оно и в низкой степени использования возможностей импортозамещения на внутрироссийском рынке.

При рассмотрении возможности организации цивилизованного лоббирования через уже имеющиеся в нашей стране некоммерческие структуры необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исторически сложилось так, что Российский союз промышленников и предпринимателей выражает интересы практически исключительно крупного и преимущественно частного капитала (вспомним в этой связи, что в сфере наукоемких технологий работает большое число государственных предприятий и структур малого и среднего бизнеса). Российский союз товаропроизводителей, заявивший о поддержке отраслевых союзов и ассоциаций, до настоящего времени не сумел выстроить эффективную систему сотрудничества с органами государственной власти (так, разработанный в его недрах и внесенный на рассмотрение Государственной Думы РФ межфракционным депутатским объединением "Товаропроизводители России" проект закона "О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти" не был доведен даже до первого чтения). Сегодня единственным объединением предпринимателей, действующим на основе законодательной базы, является система торгово-промышленных палат, работа которой регулируется ФЗ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Этот закон наделяет Торгово-промышленную палату РФ правом осуществлять независимую экспертизу законопроектов, представлять и защищать интересы входящих в нее отраслевых союзов и ассоциаций в органах государственной власти. Важным обстоятельством является также наличие разветвленной региональной сети торгово-промышленных палат. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод: система торгово-промышленных палат в настоящее время наиболее адекватна для организации независимой экспертной поддержки и цивилизованного лоббирования реального сектора экономики в нашей стране.

В Москве сосредоточена существенная часть научного и образовательного потенциала нашей страны, и активизация его использования в условиях развития межрегионального сотрудничества позволит экономике Москвы сыграть роль локомотива общероссийских экономических преобразований. При этом приоритетными направлениями для развития реального сектора экономики Москвы целесообразно сделать те области, где можно недостаток капиталов компенсировать интеллектуальными вложениями. Курс на превращение Москвы в город высокотехнологичных, наукоемких, экологически безопасных производств нашел отражение еще в первой редакции "Устава Москвы", принятой в 1995 г. С тех пор в столице накоплен определенный положительный опыт поддержки инноваций. Активную роль в этих процессах играет Московская торгово-промышленная палата и прежде всего ее Комитет по устойчивому развитию реального сектора экономики и инвестиционной деятельности Он ведет успешную деятельность по ряду направлений в тесном взаимодействии с городскими властями, прежде всего с Московской городской Думой (в частности, его руководители входят в состав Экспертного совета при Комиссии МГД по экономической политике; задачи организации сотрудничества облегчаются также тем, что ряд депутатов МГД входит в Правление МТПП). Недавно, накануне IV съезда МТПП, в составе упомянутого Комитета была создана Комиссия по инновационному развитию экономики (председателем Комиссии избран В.Л.Севостьянов). Основной целью Комиссии является создание условий, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики за счет развертывания инновационной деятельности и привлечения инвестиций в создание и развитие принципиально новых технологий. Приоритетными задачами для достижения этих целей являются:

  • содействие развитию нормативно-правовой базы в сфере развития инноваций, для чего Комиссия устанавливает взаимодействие с палатами ФС РФ, а также с Московской городской и Московской областной Думами;
  • освоение новых форм и механизмов инвестиционной поддержки предприятий и организаций, выпускающих наукоемкую продукцию и разрабатывающих наукоемкие технологии, в том числе путем привлечения их к участию в реализации федеральных, региональных, городских и муниципальных целевых программ;
  • расширение межрегионального и международного сотрудничества в сфере высоких технологий, в том числе путем формирования условий для совместного осуществления проектов по соответствующим инвестиционным программам.

Комиссия считает необходимым также пропагандировать развитие инновационной деятельности, правовых и экономических мер по ее поддержке, в том числе во взаимодействии со средствами массовой информации. Мы считаем важной задачей ознакомление широкой общественности с достижениями отечественной науки и промышленности и с проблемами на пути их развития. Это необходимо для создания вокруг инновационной деятельности благоприятного общественного мнения (отсутствие соответствующей поддержки в предыдущие годы уже сказалось негативно на ряде наиболее передовых отраслей отечественной экономики, например космонавтики).

Пути и методы решения Комиссией намеченных приоритетных задач можно пояснить на ряде примеров.

Первой нашей публичной акцией стало проведение Комиссией при организационной поддержке руководства Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства в Центральном доме предпринимателя "круглого стола" по вопросам повышения энергоэффективности хозяйственной деятельности в Москве. Это не случайно - эффективное использование энергоресурсов сейчас во всем мире выходит на первый план социально-экономического прогресса. Ряд членов Комиссии в качестве экспертов Государственной Думы совсем недавно принимали участие в работе над пакетом законопроектов по реформе электроэнергетики, а сейчас участвуют в подготовке намеченного на конец текущего года Всероссийского совещания по энергоэффективности и энергосбережению. Мы входим в состав творческого коллектива, готовящего проект закона г. Москвы "Об энергоэффективности и энергосбережении". Члены Комиссии сыграли большую роль в разработке и внедрении экономического механизма использования "тарифа развития", позволяющего предприятиям осуществить технологическую модернизацию своего энергетического хозяйства.

Другим важнейшим направлением деятельности мы считаем обеспечение экологической безопасности реального сектора экономики путем применения новейших технологий, что позволяет существенно улучшить качество жизни горожан. Здесь можно упомянуть, например, наше участие в освоении технологий, основанных на применении уникального отечественного природного сырья - шунгита, эффективнейшего сорбента и наполнителя фильтрационных устройств различного назначения. У членов Комиссии уже имеются данные о положительном опыте применения этого материала в промышленных очистных сооружениях Московской области и на предприятиях водоподготовки. Для активизации инновационной деятельности остро необходимы "стартовые" инвестиции, и одним из реальных путей их стимулирования может стать использование предприятиями земельного залога - предложения по технологии организации этого процесса нами подготовлены для обсуждении на парламентских слушаниях в Совете Федерации, планируемых на сентябрь 2003 г. В Москве применение наших рекомендаций может способствовать реализации разработанной членами Комиссии по экономической политике Московской городской Думы и парламентскими экспертами концепции использования площадей старых промышленных зон для концентрации на этих территориях новейших наукоемких производств (концепция "ПромСити"). Мы считаем, что многие методы работы в области инноваций, апробированные в Москве, могут быть эффективно применены и в других крупных городах нашей страны, и готовы к сотрудничеству с коллегами.

К настоящему моменту российская общественность подходит к осознанию необходимости структурной перестройки реального сектора экономики с дальнейшей ориентацией на наукоемкие отрасли, как условия устойчивого развития страны. Только это обеспечит снижение зависимости внутренней социально-экономической стабильности в России от конъюнктуры мировых цен на сырье и первичные энергоносители. В то же время прошедшие годы малорезультативных, но болезненных для большинства населения страны реформ развеяли бытовавшие у значительной части общественности иллюзии, что переход к рыночным отношениям сам по себе будет способствовать развитию научно-технического прогресса и модернизации отечественной экономики. Наоборот, ход событий в нашей стране лишний раз подтвердил мировой опыт: развитие инновационной деятельности требует разносторонней государственной поддержки, протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителям наукоемкой продукции. Тот же мировой опыт свидетельствует о необходимости квалифицированной экспертной поддержки и цивилизованного лоббирования в интересах развития инноваций. Решительное отстаивание высокотехнологичного пути развития российской экономики потребует усиления социального партнерства и межсекторального сотрудничества, их общим результатом явится укрепление процесса стабилизации общественно-политической обстановки в стране.

Севостьянов Валерий Леонидович работал на руководящих должностях в научных и проектных организациях Минтрансстроя и Минэнерго. В 1993-97 гг. был депутатом Московской городской Думы, в 1998-99 гг. - руководителем дирекции Московского комитета по науке и технологиям. В настоящее время - ученый секретарь Парламентского центра "Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность" ФС РФ. Основной профиль работы - экспертная поддержка деятельности. Кандидат технических наук. Действительный член (академик) Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации. Награжден рядом государственных наград, наград научных обществ и организаций.

Чернышев Олег Анатольевич работал на руководящих должностях в проектно-конструкторских организациях радиоэлектронной и медицинской промышленности, был директором по перспективному развитию универсальной биржи "Российский газ". В настоящее время является советником генерального директора ФГУП "Государственный межрегиональный центр энергосбережения". Председатель Комитета по устойчивому развитию реального сектора экономики и инвестиционной деятельности Московской торгово-промышленной палаты, член Экспертных советов Государственной Думы РФ и Московской городской Думы.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Материал из журнала "Право и инвестиции". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 - 2014 "Право и инвестиции".

 
Rambler's Top100Rambler's Top100