Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (14-15) Июнь 2003г

Способствовать росту инвестиционной привлекательности России - важнейшая задача совершенствования законодательства

Жириновский В.В., заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ

С избранием В.В. Путина Президентом РФ значительно стабилизировалась внутриполитическая ситуация в стране.

Безусловное влияние Президента на все остальные институты государственной власти в условиях слабости всех оппозиционных сил позволило преодолеть ряд хронических проблем современной российской политической системы: наладилось более конструктивное сотрудничество между исполнительной и законодательной ветвями власти, укрепилась вертикаль власти, ослабло влияние частных деловых интересов на принятие государственных решений. Эти явления позитивно влияют на работу государственных институтов и их авторитет, так как повышается эффективность выполнения решений руководства страны и слаженность работы различных органов власти.

Однако проведение политики по укреплению полномочий и влияния институтов государства без их кардинального преобразования и без учета потребностей экономики, нуждающейся в модернизации и реструктуризации, приведет к подавлению всех попыток реформировать что-либо набравшим былую силу и власть государственным аппаратом, усилия которого будут направлены на консервацию существующего порядка, позволяющего бюрократии контролировать и использовать в личных целях значительную часть ресурсов экономики.

В тоже время высокий рейтинг Президента, демонстрирующий устойчивость, и степень его влияния на скорость принятия государственных решений пока позволяют рассчитывать на значительное продвижение в необходимых преобразованиях при социальном спокойствии. Кроме того, несомненно, усилия власти по улучшению инвестиционного климата найдут поддержку у всех слоев бизнеса: малого, среднего и крупного, а эта часть общества представляет собой наиболее активную часть социума, от которой распространяется влияние, в том числе и в вопросе оценки действий власти, к остальным группам населения.

В реформировании государственной власти есть выбор: либо ставка делается на свободную экономику и бизнес, либо - на бюрократию. Есть опасность, что возобладает вторая тенденция и тогда скажется то, что бюрократия - в значительной степени является тормозом развития рыночной российской экономики, благодаря своим системным характеристикам и менталитету большей части чиновников, для которых смысл государственной службы - служение своему начальству, а не обществу, а частый бизнес - источник личного обогащения или враг государственных интересов.

Дефицит квалифицированных специалистов, особенно в области управления, ощутим на всех ступенях государственной власти, в том числе и в Правительстве. Закономерно считать, что, также как и в других странах, крупный частный бизнес - естественный кадровый резерв для федерального Правительства, где уже появились специалисты, сочетающие стратегическое мышление, экономическую грамотность и гражданскую ответственность. Например, в действующее правительство из частного бизнеса пришли Министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаил Лесин, Министр по связи и информатизации Леонид Рейман и некоторые другие. Это - пока еще достаточно новая тенденция для российского руководства, но нет сомнений, что она будет возрастать. В связи с этим, вопрос о создании правовой базы разграничения должностных и гражданских прав чиновников, у которых при принятии государственных решений есть частные деловые интересы (конфликт интересов), становится достаточно актуальным. В частности, необходимо завершение создания законодательной базы по вопросам использования инсайдерской информации и лоббированию.

Влияние частного сектора на принятие государственных решений до сих пор развивалось в направлении, наносящем ущерб общеэкономическим интересам в угоду чьим-либо персональным. Частный бизнес России проявлял социальную и политическую пассивность. Исключение составляла лишь группа олигархов, чья заинтересованность в создании условий честной конкуренции и правил игры, одинаковых для всех, была минимальной. Однако в 2000 г. под влиянием изменений в политической сфере произошло вступление крупнейших промышленников в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который теперь объединяет в своих рядах производителей более 60% российской продукции. Это может стать началом влияния всего частного сектора на политику государства в экономике с учетом интересов всего делового сообщества.

Кроме того, у такого объединения есть потенциал по решению проблем внутри самого делового сообщества: выработке норм деловой этики, созданию институтов так называемого третьего сектора экономики и т. д. Умеренный оптимизм в успехе данной инициативы базируется на анализе мнений представителей всех слоев делового сообщества, работающего в России, который показывает, что сформировался запрос на наведение порядка в условиях осуществления экономической деятельности, что подразумевает соблюдение всеми экономическими агентами (включая государство) закона и поддержание стабильности правил.

Несмотря на рост инвестиционных ресурсов в экономике, их структура не соответствует потребностям реального сектора. Все отрасли экономики нуждаются в дополнительных источниках финансирования. Однако не все могут предложить адекватные уровни отдачи на вложенный капитал. Подавляющее большинство инвесторов не готово к размещению капитала в российской экономике на длительный срок.

Короткие финансовые ресурсы, вытесненные из сектора государственных ценных бумаг, направились в основном не в сферу кредитования производства, а в иные спекулятивные операции, в том числе по обслуживанию серого сектора. При этом остается высокой доля привлеченных финансовых средств в форме кредиторской задолженности и займов, что свидетельствует о недостаточности собственного капитала у предприятий.

В структуре иностранных инвестиций доля прямых инвестиций уменьшилась. В Россию в 2002 г. поступило 3,8 млрд долларов иностранных инвестиций, а в Китай 52 млрд долларов. Следует учитывать также, что хотя Китай - член ВТО, у него нет либерализованного валютного законодательства, существует монополия государства в банковской сфере.

Косвенным признанием негативной оценки российского инвестиционного климата отечественными инвесторами является статистика о росте оттока капитала из российской экономики, как легально, так и нелегально. Объем инвестиций российских предприятий за рубеж превышает приток иностранных инвестиций в российскую экономику.

Низкий уровень доходов, который составляет менее 80% от уровня докризисного 1997 года, большинства социальных слоев населения означает низкий платежеспособный спрос на промышленную продукцию, что ограничивает возможности роста рентабельности производителей конечных потребительских товаров и, следовательно, препятствует увеличению инвестиционных ресурсов хотя бы за счет собственных средств.

Вопреки ожиданиям, не произошло существенного увеличения объемов кредитования реального сектора коммерческими банками. Отсутствие прогресса в процессе кредитования промышленности, на наш взгляд, связан с отсутствием прогресса в реформировании и развитии банковской системы. Кроме того, до сих пор не существует работающих механизмов кредитного рынка, в первую очередь систем гарантирования обязательств по кредитным договорам, систем экспертизы кредитных проектов, информационных систем, в отсутствие которых сохраняется непрозрачность реального сектора и высокие риски для инвестиций.

Помимо вышесказанного, наблюдаемый приток инвестиций не соответствует потребностям морально и физически устаревшей базы российской экономики ни для поддержания имеющегося потенциала, ни для дальнейшего роста.

Наблюдаемое распределение инвестиций по отраслям и секторам промышленности, где значительная доля приходится на ТЭК, транспорт, торговлю и пищевую промышленность, свидетельствует об острой стадии "голландской болезни" российской экономики, что в условиях значительного износа основного капитала создает угрозу значительного падения производственного потенциала экономики, как по объему и разнообразию выпускаемой продукции, так по и сложности используемых технологий. Это, в свою очередь, ведет к еще большей зависимости от конъюнктуры цен на мировых сырьевых рынках, и дестабилизирует экономику, снижает ее конкурентоспособность и влияние в мире. До сих пор Россия никогда не подходила так близко к рубежу, за которым опасность оказаться сырьевым придатком развитых стран стала бы свершившимся фактом.

Ожидаемое в ближайшие годы замедление темпов роста экономики США и мировой экономики в целом повлекут падение спроса на сырьевые товары на мировых рынках, что приведет к падению стоимости российского экспорта и снижению темпов роста российского ВВП. Это, в свою очередь, в условиях накопленного государственного долга, износа основного капитала и при сохранении существующих структуры экономики и объема социальных обязательств государства приведет к сокращению притока финансовых ресурсов в российскую экономику, большая часть которых, как известно, зарабатывается экспортерами на внешних рынках, и новому кризису неплатежеспособности, выход из которого будет сопровождаться либо строительством новой пирамиды ГКО, либо высокой инфляцией.

Сохраняющиеся высокие инвестиционные риски не позволят России воспользоваться перетоком капитала с фондовых рынков США на другие рынки, в том числе и на emerging markets, и привлечь дополнительные ресурсы в объеме, достаточном для нужд экономики.

Существенным недостатком правового поля в России, препятствующим реализации принятых основных законодательных актов, является отставание; в развитии необходимой сопутствующей законодательной и нормативной базы, подразумеваемой в этих документах, как органами законодательной, так и исполнительной власти.

В частности, в настоящее время существуют препятствия для осуществления всех проектов СРП в виду несовершенства или отсутствия законов и нормативных правил, позволяющих получать лицензии на реализацию проектов СРП и создание необходимых финансовых условий.

Проблема сводится к предоставлению льготного фискального режима тому инвестору, который на свой страх и риск берется осваивать российские недра. В процессе СРП задействованы три стороны: Правительство России, власти субъекта Федерации, на территории которого ведется добыча, и инвестор, в качестве которого могут выступать российские и иностранные юридические или физические лица, чья финансовая состоятельность и предпринимательская дееспособность подтверждена. Инвестор вкладывает необходимые средства в разработку месторождения, и его затраты затем компенсируются увеличенной пропорционально затратам долей получаемой продукции.

Регулируется СРП соответствующим Федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 года и последующими поправками к нему. В Налоговом кодексе есть статья 18, которая лишь в трех строчках оговаривает наличие специальных налоговых режимов, никак не конкретизируя особенности режима СРП. В Думе идет постоянная интрига относительно включения в Налоговый кодекс отдельной главы "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Позиция ЛДПР по данному вопросу следующая. СРП снижает доходы государства от проданных лицензий. Так, стоимость барреля запаса при СРП на Харьягинском месторождении составила 5 центов за баррель запаса. "ЮКОС", к примеру, заплатил в Томской области 30 центов за баррель запасов.

Режим СРП ограничивает возможность роста капитализации российских компаний. Зачем инвестировать в российские компании, когда можно получить месторождения на выгодных условиях СРП? Практика соглашений о разделе продукции снижает возможности для накоплений в рамках пенсионной системы. Ведь пенсионная система подразумевает вложения в акции российской промышленности. Низкая капитализация делает отечественные компании легкими объектами поглощения, ограничивает их конкурентный потенциал по сравнению с западными. Поэтому режим СРП подрывает энергетическую безопасность России.

СРП к тому же существенно снижает возможности инвестиций в Россию. В рамках всех проектов СРП в России были вложены суммы на порядки меньшие, чем объемы инвестиций российских нефтяных компаний только за последний год. Кроме того, опыт реализации существующих соглашений о разделе продукции показывает: не менее 80 процентов от стоимости заказов на оборудование и услуги размещается среди зарубежных компаний, что значительно снижает инвестиции в иные отрасли российской экономики. По мнению ряда руководителей российских нефтяных компаний режим СРП создает отдельные преференции отдельным инвесторам, провоцируя тем самым коррупцию. Из всего вышесказанного делаются следующие выводы. Во-первых, национальный налоговый режим соответствует мировой практике. Во-вторых, темпы развития отрасли соответствуют потребностям рынка и не связаны с недостатком инвестиций. В-третьих, применение СРП создает среду для коррупции. В-четвертых, параллельное существование двух налоговых режимов снижает прозрачность и уменьшает доходы бюджета.

Также думают по этому поводу государственные контрольно-счетные органы. Важность проблемы СРП для российской нефтяной отрасли в настоящий момент несколько преувеличена. Во времена принятия закона о СРП его важность была велика, потому что на тот момент в российскую нефтедобычу было инвестировано недостаточно средств, которые могли бы быть направлены на освоение недр. Желание ускоренного освоения недр привело к расплывчатости и размытости норм закона о СРП. Из-за этого, с одной стороны, существующей законодательной базой не удовлетворены потенциальные инвесторы, с другой, государство не имеет того эффекта, который ожидался для отраслей, добывающих сырье, а также для экономики страны в целом. Сегодня есть два месторождения, разрабатывающихся на условиях СРП ("Сахалин-1" и "Сахалин-2"). Говорить о высокой эффективности этих проектов никак нельзя. Проверки Счетной палаты показывают, что работы организованы ненадлежащим образом. Первая проблема заключается в том, что отсутствует четкая система по учету затрат, которые несет инвестор при освоении месторождений. Но ведь все затраты, которые несет инвестор при СРП, возмещаемы частью продукции. Поэтому неопределенность и неотрегулированность этих вопросов при заключении соглашений о разделе продукции приводят к тому, что региональный и федеральный бюджета недобирают значительные суммы. Вторая проблема кроется в самом законе об СРП, где четко прописаны две нормы. Первая - что приоритет по поставкам оборудования и материально-технических ресурсов закреплен за отечественными предприятиями. Вторая - что приоритет при найме работников отдается российским гражданам. Обе эти нормы не соблюдаются. К тому же оплата труда россиян ниже в разы, чем у иностранных работников. И хотя численность занятых на разработке месторождений россиян несравнимо больше, по абсолютному показателю заработной платы доля россиян гораздо ниже. Эти фундаментальные вопросы в работающих проектах не были решены.

При условии позитивного и своевременного решения основных вопросов законодательная база инвестиций в нефтяную промышленность России сможет составить конкуренцию аналогам в других странах.

Реформа судебной системы является необходимым условием создания системы эффективного легального инфорсмента в России, стабильности контрактных отношений с контрагентами, равных условий для конкуренции. Признание руководством России проблемы неэффективности действующей судебной системы и ее зависимости от исполнительной ветви власти, что нашло отражение в программе Грефа и других разработках Центра стратегических реформ, одобренных Правительством, обнадежили инвесторов и предпринимателей, что у политической и бизнес элит России произошла эволюция взглядов на роль и характер взаимоотношений всех трех ветвей власти.

Российская система налогообложения остается одним из главных препятствий для иностранных инвестиций. Хотя за последние годы были сделаны важные шаги в направлении решения проблемы, система продолжает оставаться сложной, непрозрачной и отпугивающей инвесторов. Достаточно сказать, что по величине налоговой нагрузки мы занимаем 4-е место в мире, уступая только таким трем государствам, как Беларусь, Хорватия и Лесото, где она еще выше. Так, в России она составляет 37% ВВП, тогда как в Китае - 17% ВВП, может быть поэтому иностранные инвесторы идут в Китай намного охотнее. Вместе с тем некоторый прогресс в решении проблемы достигнут за счет принятия Части второй Налогового Кодекса, направленной на радикальную либерализацию системы налога на прибыль, отчислений в фонды социального обеспечения и налогов с оборота.

Нельзя упускать из вида и вопрос о толковании и исполнении законодательства. Налоговые инспекторы во всех регионах страны должны действовать последовательно; это же касается и Министерства по налогам и сборам. Что действительно необходимо, так это охват системой налогообложения тех, кто не платит налогов вообще, вместо того, чтобы осложнять жизнь налогоплательщиков, согласных на любую разумную систему.

Часть первая Налогового кодекса, которая вступила в силу в январе 1999 года, оказала весьма позитивное воздействие на отношение к налоговой системе. В результате, впервые в России создана законодательная база, которая обеспечивает более справедливое соотношение между правами налоговых органов и налогоплательщиков, устраняя прежнюю систему карательных мер с неясной процедурой обжалования.

Несколько важных глав Части второй Кодекса вступили в силу 1 января 2001 года. Эти главы охватывают подоходный налог (введение единой ставки в 13% вместо прогрессивной шкалы налоговых ставок до 30%), единый социальный налог (регрессивная шкала до 5% вместо единой ставки в 39,5%), налог на добавленную стоимость (НДС) и налоги с оборота (предусмотрено значительное снижение с последующей отменой). Все эти главы содержат существенные преимущества для иностранного бизнеса.

Продолжение работы над Налоговым Кодексом принесет огромную пользу России, если в результате будет сформирована налоговая система, не создающая препятствий инвестициям, а, наоборот, стимулирующая их.

Несмотря на существенные улучшения в законодательной базе России в применении налогового законодательства все еще сохраняются непоследовательность и произвольное толкование правовых норм. Российское правительство должно добиваться большей последовательности в этом вопросе, установив контроль центра над региональными налоговыми органами, которые допускают произвольное толкование законов и оказывают неправомерное давление на местный бизнес с целью получения дополнительных поступлений. Аналогичным образом, в то время как новые положения об НДС, принятые в Части второй Налогового Кодекса устранили многие из прежних недостатков, возмещение переплаченного НДС все еще остается для предпринимателей нерешенной проблемой, и налоговым органам надо принять меры к обеспечению выплат с минимальной задержкой.

Отрицательные последствия уклонения от уплаты таможенных сборов заключаются не только в недополучении миллиардных рублевых поступлений в бюджет, но и в развитии системы параллельного "серого импорта". Сложные процедуры растаможивания, неясность в законодательстве о классификации товаров и риск переоценки стоимости товаров, ввезенных много лет назад, порождают неопределенность и задержки при перемещении товаров через границу, а также потенциальную возможность огромных дополнительных затрат для компаний.

В последнее время в этой области достигнут значительный прогресс. Кроме того, государственный таможенный комитет недавно объявил о намерении продолжить унификацию таможенных сборов с тем, чтобы упростить таможенные процедуры и поддержать добросовестных импортеров. Деловое сообщество поддерживает эти инициативы, которые направлены на совершенствование таможенных процедур в России.

Для того чтобы создать необходимое доверие к российскому рынку и стимулировать значительные и долгосрочные иностранные и внутренние инвестиции, необходимо принимать дальнейшие меры по защите инвесторов. Инвесторы в России по-прежнему озабочены слабой защитой прав собственности, предоставляемых инвесторам российским законодательством. Среди основных видов риска, с которыми в настоящее время сталкиваются инвесторы в России - распыление долей участия, операции с взаимозависимыми лицами и несоблюдение требований в отношении предоставления и раскрытия информации. Необходимы дополнительные изменения в нынешней законодательной базе, заполняющие имеющиеся пробелы и ликвидирующие возможности для двойного толкования, связанные с этими рисками. Однако именно практическое применение законов является главным предметом озабоченности в том, что касается гарантий для инвесторов.

Недавнее расширение полномочий Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) представляет собой важный шаг к обеспечению эффективного корпоративного управления. Правоприменительные полномочия ФКЦБ должны и далее усиливаться, с тем, чтобы добиваться от компаний соблюдения закона, а не просто уплаты штрафов, когда это для них удобней.

Государственная Дума также проявляет все больший интерес к вопросам, вызывающим озабоченность инвесторов. Думой создана Комиссия по защите прав инвесторов и разработаны законопроекты, призванные укрепить правовую базу, обеспечивающую защиту прав инвесторов. Эта инициатива включает в себя:

  • Поправки к Закону о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Главной целью предлагаемых мер является защита прав миноритарных держателей акций (например, при попытках передачи активов головным или аффилированным компаниям), а также применение санкций за нарушение прав акционеров.
  • Поправки к Закону об акционерных обществах. Этот законопроект имеет целью минимизировать для акционеров риск распыления капитала и подтвердить право имеющихся акционеров на преимущественное приобретение акций новых эмиссий. Кроме этого, он устанавливает, что "закрытая подписка", а также операции, охватывающие более 25% выпущенных в обращение акций, подлежат утверждению акционерами.
  • Проект Закона об аффилированных лицах. Цель этого законопроекта - дать определение понятия "аффилированные лица" и установить требования и процедуры в отношении прямого или косвенного заключения сделок с аффилированными лицами; в нем также сделана попытка исключить возможность злоупотреблений с помощью установления контроля над акционерами через головные компании.
  • Поправки к Закону о несостоятельности (банкротстве). Эти поправки призваны укрепить процедурные аспекты процесса признания несостоятельности и закрыть ряд пробелов, которые делают возможным сокрытие активов или их приобретение по ценам ниже рыночных.
  • Поправки к Закону о рынке ценных бумаг. ФКЦБ предложила внести ряд изменений в Закон о рынке ценных бумаг, имея в виду две главные задачи: во-первых, устранить противоречия между законом и Гражданским кодексом и, во-вторых, стимулировать портфельные инвестиции и повысить роль отечественных управляющих активами.

Нарушения прав интеллектуальной собственности (ИС) наносят ущерб как иностранным, так и отечественным компаниям, действующим на российском рынке. Кроме того, нарушения прав ИС наносят значительный ущерб российскому государству в форме нереализованных инвестиций, а также из-за недополучения налоговых поступлений и сборов с изготовителей контрафактной продукции. Таким образом, общий ущерб для государства и частных лиц от нарушений прав ИС намного превышает 1 миллиард долларов ежегодно.

Нарушения ИС, включая посягательства на торговые знаки и патенты, выпуск поддельной и пиратской продукции и нарушение авторских прав, по-прежнему носят характер эпидемии. Несовершенство законодательства по борьбе с поддельной продукцией, недостаточная правоприменительная практика, незначительные штрафы, коррупция и недостаток профессиональной подготовки в этой области среди сотрудников правоохранительных и судебных органов являются главными препятствиями в деле улучшения защиты и реализации прав интеллектуальной собственности в России. В частности, сохраняются существенные недостатки в российских законах о торговом знаке и патентах, особенно в положениях, касающихся широко известных торговых знаков и географических обозначений, а также и в практике конфискации и уничтожения контрафактных товаров.

Отсутствие в России защиты прав интеллектуальной собственности является препятствием в установлении стабильного делового климата, равно как и на пути вступления страны во Всемирную торговую организацию. Необходимы следующие меры:

  • Выполнение обязательств по международным соглашениям, включая Парижскую конвенцию; принятие и осуществление на практике законодательства, обеспечивающего соблюдение условий TRIPS, т. е. поправок к законам о торговой марке и патентах; а также находящегося в стадии рассмотрении законодательства, охраняющего международно признанные известные торговые знаки (принцип "известности") и географические обозначения.
  • Принятие поправок к Уголовному кодексу и Кодексу административных правонарушений, ужесточающих наказания за нарушения прав интеллектуальной собственности.
  • Сохранение в Уголовном кодексе положений о защите прав интеллектуальной собственности с достаточно широким охватом для обеспечения возможности учета изменяющихся реалий рынка при отказе от чрезмерно детализированных положений, которые порождают возможность двойственного толкования, создавая затруднения в принятии судебных решений по делам, связанным с правами интеллектуальной собственности.
  • Принятие мер по усилению прозрачности и подотчетности в судебной системе, особенно на региональном уровне; обеспечение сотрудников правоохранительных органов адекватными средствами; признание борьбы против контрафактной продукции в качестве одной из приоритетных задач.

Принятие в России Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ) является одним из важнейших требований для работы страны на международных финансовых рынках, а также ключевым показателем способности России привлечь более значительный процент мировых инвестиций. Прозрачность, своевременность, полнота и достоверность финансовой информации критически важны для инвестора, поскольку эти факторы влияют на процесс принятия решений и на денежные потоки. Несмотря на усилия, предпринятые в последнее время российским правительством для перехода на МСБУ, большинство российских компаний еще не начали этот процесс. Российская система учета, ориентированная на требования прежней, плановой экономики, совершенно не приспособлена для принятия решений в условиях экономики рыночной.

Для устойчивого экономического роста в России требуются как иностранные, так и внутренние капиталовложения. Сейчас российские предприятия обязаны представлять финансовые отчеты с применением российской системы бухгалтерского учета. Однако те российские предприятия, которые получают ссуды или привлекают капитал с помощью выпуска акций, должны также составлять отчеты на основе МСБУ или аналогичных стандартов (например, GAAP США). Некоторые компании уже делают это. Многие финансовые организации, такие, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК), просто не станут рассматривать перспективные проекты инвестиций без отчетности по МСБУ. Поэтому российские предприятия, стремящиеся к привлечению недорогих кредитов и акционерного капитала должны получить возможность принять МСБУ в качестве основы подготовки отчетности, не возлагая на них бремя и расходы по подготовке двойного комплекта финансовых отчетов и проведению аудитов по двум стандартам.

Осуществление этих мер в общенациональном масштабе также важно в силу того, что система МСБУ способствует прозрачности, реалистичному представления финансовой информации о компаниях, а также большему доверию инвесторов к финансовым отчетам российских компаний. Раскрытие информации об истинном финансовом положении компании, включая более прозрачные сведения о рентабельности и операциях с дочерними и ассоциированными компаниями, не только помогает предприятиям, открытым для внешних инвестиций, но и улучшает внутреннюю отчетность и общее финансовое управление предприятием. Использование финансовой отчетности по МСБУ и ее аудит в соответствии с Международными стандартами аудита не обязательно предотвратят все возможные случаи мошенничества, но облегчат выявление сомнительных сделок и послужат серьезным препятствием для мошенничества в крупных масштабах.

В Конституции и налоговом законодательстве России предусматривается, что международное законодательство, включая договоры по вопросам налогообложения (в частности, двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения), имеет преимущественную силу над национальным налоговым законодательством. Однако, как показывает практика, местные налоговые органы не соблюдают данный принцип в отношении освобождения от налога на доходы иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации. Местные налоговые органы зачастую не принимают во внимание положения международного соглашения вследствие неспособности данных органов принимать решения по вопросам, выходящим за пределы их обычных служебных обязанностей.

На сегодняшний день объем прямых иностранных инвестиций в Россию уже близок к максимально возможному значению для низколиквидного рынка, в то время как объем накопленных портфельных инвестиций, по нашим оценкам, достиг минимального значения за последние 5 лет.

Дальнейшее существенное увеличение объема иностранных инвестиций более невозможно без комплекса специальных мер по привлечению портфельных инвесторов, или, что тоже самое, по улучшению качественных характеристик рынка капиталов (повышение ликвидности, снижение рисков и т. д.). Кредитование экономики по-прежнему сопряжено с высокими рисками, и объем кредитов банковского сектора растет более медленно, чем объем кредитных ресурсов. Развитие финансовой системы также сдерживается по причинам общеэкономического значения непрозрачности и недостаточной защиты прав собственников.

Защита прав собственников и инвесторов по-прежнему является слабым местом в России, хотя нельзя не признать, что в этой области наметились обнадеживающие сдвиги как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров ряда компаний в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.

Однако это не снижает остроты продолжающихся конфликтов, которые, по-прежнему отпугивают значительную часть потенциальных инвесторов от реализации проектов в России.