Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Филипенко А. В., губернатор Ханты-Мансийского автономного округа

В Ханты-Мансийском автономном округе нефти добывают почти 60%, электроэнергии производится в год 55 млрд кВт·ч. К сожалению, энергетическую стратегию страны очень трудно будет выстроить потому, что до сих пор нет принципиальных основ развития минерально-сырьевой базы, которая является основой любой энергетической стратегии.

Последние полтора года работаем над этими документами. Рабочая группа Совета Федерации РФ около полугода назад завершила работу и доложила Президенту РФ об итогах. Мы надеялись, что будут выходить документы: законы, акты к законам, нормативные акты Правительства РФ, - при помощи которых уже можно было начинать реализацию того, что было задумано. К сожалению, этого не случилось.

Об углеводородной части природопользования. Следуя тем цифрам, которые есть в принятой энергетической стратегии, к 2020 г. мы должны добывать нефти порядка 370-400 млн т.

В этом году нарастим добычу порядка 15 млн т. Но если сохранится та система, которая сегодня установлена, мы будем добывать в 2020 г. не 190 или 160 млн т (в зависимости от вариантов), а максимум 120.

Практика текущего года. За этот год геологоразведочные работы в Ханты-Мансийском автономном округе, главном нефтяном регионе страны, сократились в 5 раз, при том, что мы из регионального бюджета выделили 4,5 млрд руб. на завершение территориальных программ, на поддержку тех геологических предприятий, которые бы просто "обрушились" при переходе с 31 декабря 2001 г. на 1 января 2002 г.

Я подчеркиваю, это статистика, которая не нуждается ни в каких комментариях, которая должна всех заставить задуматься.

В свое время, обсуждая, куда двигаться дальше с точки зрения восстановления минерально-сырьевой базы, обеспечения необходимых приростов, говорили о том, что возможен постепенный переход от государственного заказа и государственного финансирования с адекватной заменой их какими-то иными стимулами.

Казалось бы, надо активизировать геологоразведочные работы за счет более активного проведения аукционов по нераспределенному фонду недр, передавая участки недр для разведки компаниям, которые могут это делать. И желающие брать риски на себя, за свои деньги пытаться разведывать недра есть. Но за последний год ни одного аукциона в Ханты-Мансийском автономном округе не проведено, потому что на это нет согласия Министерства природных ресурсов РФ.

Создался некий миф о том, что в стране в целом, особенно в Ханты-Мансийском автономном округе, настолько много разведано запасов, что их хватит на 40, на 50 лет. Но если попробовать посчитать так, как это делается в цивилизованном мире, то у нас получится, что по Ханты-Мансийскому автономному округу этих проинвестированных запасов хватит на 8,5-9 лет.

Что это значит в историческом плане? Это значит, что если мы немедленно не решим проблему финансирования геологоразведки другим образом, через 4-6 лет нас ждет серьезный кризис. Начинать надо с основ, с геологоразведки, с решения проблемы, как наращивать, приращивать ресурсы, запасы.

Сегодня порядка 70% запасов можно отнести за баланс, потому что они становятся нерентабельными. Стоит только измениться конъюнктуре на мировом рынке, на российском рынке одновременно происходит затоваривание, и запасы становятся нерентабельными.

Естественно, инвестор, недропользователь оптимизирует свои затраты.

В нашей ситуации, когда не хотим жить за счет высоких технологий, а живем за счет сырьевиков, надо обязательно учитывать этот аспект. Хорошо бы перевернуть эту пирамиду, но пока регион, производящий на полмиллиарда рублей продукции в России, один - Ханты-Мансийский автономный округ. А следующий регион в полтора раза меньше производит продукции, он как раз базируется на высоких технологиях. Больно, но нельзя не видеть факты.

Последние нормативные акты, принятые в прошлом году, значительно девальвируют роль присутствия государства, и есть некоторые предложения, которые сегодня сформулированы по интенсивному внедрению в сферу природопользования гражданско-правовых отношений, переходу на полный хозяйственный оборот, что может вообще вывести государство из этой достаточно важной сферы жизнедеятельности и привести к необратимым последствиям в целом.

Сегодня много дискуссий идет по поводу того, кому и чем заниматься в процессе распределения ответственности, полномочий. С этими же вопросами связан и принципиальный вопрос, который задает уже дважды в своих посланиях Президент РФ. Речь идет о реформе государственной власти.

Причина заключается в том, что ведомства и Правительство РФ по-прежнему пытаются мыслить и действовать приблизительно в том же стиле и с той же тактикой, которая была 15 лет назад. И в этом смысле изменить ситуацию возможно только одним образом - действительно создав функциональные ведомства. И это главная федеральная функция - формирование стратегии развития подведомственных отраслей, формирование соответствующих программ, регуляция и контроль за исполнением принятых решений.

Исполнительно-распорядительные функции с полным основанием надо передать региональным властям, и тогда будет с кого спрашивать за конкретные вещи.